Найти тему
Сергей Суббота

«Господа Головлёвы»: лучший роман русской классической литературы


«ибо прах ты и в прах возвратишься…»
Бытие 3:19

При всей любви к русской классике, имя Салтыкова-Щедрина до недавнего времени было для меня лишь названием улицы. Я совсем ничего не знал о творчестве этого писателя, а соответственно и не возлагал никаких ожиданий, которые частенько портят впечатление. Поэтому первый же роман Салтыкова-Щедрина оказал на меня огромное влияние.

Пожалуй, самым известным произведением Михаила Евграфовича можно считать роман «Господа Головлёвы», который вышел в свет в 1880-ом году в «Отечественных записках». Правда, изначально произведение вовсе не задумывалось как роман. Салтыков планировал написать цикл сатирических рассказов. А впоследствии, герои этих рассказов изменили свои характеры, а цикл трансформировался в полноценный роман. И именно с этого произведения я и начал своё знакомство с бриллиантом русской литературы.

Михаил Салтыков (псевдоним Николай Щедрин) 1826-1889
Михаил Салтыков (псевдоним Николай Щедрин) 1826-1889

Змеиная семейка

Головлёвы – это типичная змеиная семья, которых в мире несчётное количество. Почему змеиная, спросите вы? Да потому что все члены этой семьи змеи, которые прыщут друг на друга ядом. Муж ненавидит жену, жена – мужа, а дети и вовсе все негодяи, один хуже другого.

У каждого члена семьи Головлёвых на редкость уникальный характер. Каждый имеет свою отличительную особенность, благодаря которой персонаж легко запоминается.

Мать Арина Петровна – это до крайности запасливая, но при этом трудолюбивая, властная и замученная тяжким трудом старуха. Она своими силами сколотила капитал и сделала Головлёвское имение самым влиятельным в округе. Её характер списан с родной матери Салтыкова и это не единственный персонаж произведения, прототипом которому послужил реальный член семьи писателя.

Татьяна Ткач в роли Арины Петровны в театральной постановке
Татьяна Ткач в роли Арины Петровны в театральной постановке

Муж Владимир Михайлович – это праздный старик, который только и делает, что прячется в своей комнате и ворчит на жену, называя её ведьмой. Ему в произведении отводится незначительная роль.

А вот три брата – это три ноги, на которых и держится весь сюжет романа. Вместе с Ариной Петровной они являются главными персонажами.

В самом начале братья невольно напоминают Карамазовых. Но чем дольше читаешь, тем сильнее заметны различия. Вместо братьев Карамазовых, которых можно охарактеризовать как хороший, плохой и нейтральный, Головлёвы это явные негодяи и бездельники. Плохой, плохой и хуже всех остальных – вот как можно охарактеризовать братьев Головлёвых. Вообще, все персонажи этого произведения отрицательные. Но в этом и весь смысл, который в самом конце приводит к неожиданному катарсису.

Самый младший брат Павел – это пугливый и апатичный эгоист. Порфирий Владимирович, он же Иудушка – это второй брат. Ему присуща хитрость и лицемерие. Он является самой вёрткой змеёй произведения. А старший брат, он же Стёпка-балбес – это баламут, кутила и пьяница. Как думаете, кто из этой троицы проживёт дольше и сытнее всех? Правильно. «Господа Головлёвы» - это подтверждение поговорки: «В жизни побеждает хитрейший!». По ходу произведения Иудушка не только займёт Головлёвскую усадьбу, но и центральное место в романе. Именно его характер самый насыщенный и интересный. И это второй персонаж, списанный Салтыковом с члена своей семьи, а именно со старшего брата Дмитрия Евграфовича, с которым писатель вступал в тяжбу о наследстве, и которого он характеризовал как человека хитрющего «способного делать мелкие пакости».

Сергей Русскин в роли Иудушки в театральной постановке
Сергей Русскин в роли Иудушки в театральной постановке

В противовес фальшивым представлениям о том, какими должны быть семейные отношения, «Господа Головлёвы» рассказывают мерзкую историю о настоящей семейке негодяев, которым совсем не присущи искренние отношения. Головлёвы – это бесстыдная картина жизни, изображающая то, какими на самом деле могут быть отношения близких родственников. Ведь семья в некоторых случаях – это самые коварнейшие враги, которые во всю жизнь могут ползти друг за другом и цепляться за ноги, будто клещи-кровопивцы. И об этом наверняка знает каждый, кто сталкивался с главным фактором семейной ненависти – разделом имущества.

И сатира Головлёвых вовсе не заключена в банальном конфликте отцов и детей; философском и закономерном недопонимание поколений, нет. Отношения Головлёвых пронизаны бесстыдной чернухой. Ведь каждый член этой семьи думает только о себе и на всё имеет свои личные взгляды и выгоды.

«Всю-то жизнь она что-то устраивала, над чем-то убивалась, а оказывается, что убивалась над призраком. Всю жизнь слово «семья» не сходило у неё с языка: во имя семьи она одних казнила, других награждала; во имя семьи она подвергала себя лишениям, истязала себя, изуродовала всю свою жизнь – и вдруг выходит, что семьи-то именно у нее и нет!
«Господи! да неужто ж и у всех так!» - вертелось у Арины Петровны в голове».

"Господа Головлёвы" с Иудушкой на обложке. Издательство "Детская литература"
"Господа Головлёвы" с Иудушкой на обложке. Издательство "Детская литература"

Время – это всё

«Господа Головлёвы» - это произведение о неотвратимости времени. Если начало романа повествует о периоде процветания Головлёвского имения, то в конце всё уже настолько запущено и мертво, что сам собой приходит закономерный вывод: «Всё это уже не спасти. Пусть канет в лету, ведь туда ему и дорога!».

«Иудушка в течении долгой пустоутробной жизни никогда даже в мыслях не допускал, что тут же, о бок с его существованием, происходит процесс умертвия».

И в том, как насыщенные и беззаботные времена оканчиваются агонией отчаяния и одиночества, лучше всего выражена ценность настоящего момента. Для чего Ариной Петровной, а затем и Иудушкой копилось и береглось богатство-имущество? – словно бы спрашивает роман. Ведь всё это прах. А между тем, некоторые жизни людей только из того и состоят, что из накопления праха.

Итог жизни Головлёвых? Разочарование, к которому приходит всякий пустоутробный человек, на закате своей жизни. А в самом конце, Салтыков-Щедрин одним предложением даёт такой мощный намёк на сансару, - на очередной виток в порочном круге материалистичной жизни, которую не остановить, ибо материализм и накопления есть самая главная черта многих людей, - что с читателем происходит откровение. Катарсис, к которому все эти нелицеприятные характеры персонажей вели читателя на протяжении всего произведения.

«К чему же привела вся его жизнь? Зачем он лгал, пустословил, притеснял, скопидомствовал? Даже с материальной точки зрения, с точки зрения «наследства» - кто воспользуется результатами этой жизни? Кто?»

«Не проживи такую жизнь, которую я изобразил в этом романе. Это пустая жизнь, она приводит лишь к разочарованию!» - такое ощущение возникло во мне после прочтения «Головлёвых».

Я часто слышал о величии «Братьев Карамазовых»; о том, что одним лишь этим произведением Достоевского можно описать всю суть человеческой жизни. И, пожалуй, я согласен с этим утверждением. Но я ни разу не слышал, чтобы кто-нибудь, хоть раз ставил Салтыкова-Щедрина в один ряд с Достоевским, или же Толстым, Гоголем, Пушкиным. А ведь один его роман, описывает человеческую жизнь, с её порывами, пороками и заботами, ничуть не хуже любого автора из знаменитой плеяды «известных русских классиков».

«Головлёвы» - это одно из мощнейших произведения русской литературы. Однозначно рекомендую к прочтению каждому!

Спасибо за прочтение, дорогой читатель! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное.