Как наши предприниматели переживали пандемию
Материал с сайта Московского областного отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» http://oporamo.ru/news/607-kak-nashi-predprinimateli-perezhivali-pandemiyu.html
История члена «ОПОРЫ» о том, как компания выжила во время локдауна, как удалось сохранить бизнес и сколько денег нужно, чтобы оборудовать офис согласно антикоронавирусным требованиям.
Рассказывает Анастасия Маклаева, генеральный директор маркетингового агентства VIPRO:
«Мы отправили сотрудников на удаленный режим работы в первую волну коронавируса в марте, еще до того, как это стало общим требованием. А в середине июля вернулись обратно в офис. Предварительно провели подробный инструктаж о новых правилах функционирования офиса.
Итак, что поменялось:
1. Мы изменили расположение рабочих столов таким образом, чтобы организовать дистанцию в полтора метра.
2. У одного из наших клиентов мы заказали защитные пластиковые экраны и установили их между рабочими местами и в зоне ресепшн. Это обошлось нам в 12 000 рублей.
3. Мы нанесли разметку на пол, диван, кресла, повесили напоминания о необходимости носить маски в местах общего пользования.
4. На входе установили емкости с антисептиком, администратор следит за тем, чтобы сотрудники использовали его каждый раз, возвращаясь в офис.
5. Организовали регулярное проветривание помещений, запретили использование кондиционеров
6. Заменили всю посуду в обеденной зоне на одноразовую.
7. На входе в здание поставили дополнительного охранника, который проверяет температуру посетителей.
Каких-то глобальных неудобств новые правила жизни офиса никому не доставили. Все соскучились по живому общению, поэтому были согласны на любые нововведения. В конце сентября перешли на режим свободного посещения офиса, по желанию. Многие сотрудники выражали обеспокоенность необходимостью добираться на работу на общественном транспорте в текущей ситуации. И мы решили никого не принуждать. В итоге регулярно в офисе бывают лишь те специалисты, которые ходят на работу пешком, это в среднем 4-5 человек из 25.
Мы практически полностью перевели общение с клиентами в Zoom и другие мессенджеры. Раньше, в пиковый период у нас в офисе было 2-3 встречи в день. Это дополнительно от 2 до 10 посетителей. Плюс постоянные курьеры с документами, канцелярскими принадлежностями, средствами для уборки и многим другим. Сейчас мы встречаем курьеров внизу, на входе в здание, и перестали пускать их на территорию офиса.⠀
Благодаря всем этим мерам, на текущий момент, из 25 сотрудников переболели всего двое: один в первую волну и один сейчас. Все в легкой форме, без последствий.
C учетом того, что практически все работают из дома, а остальные распределены по отдельным кабинетам, затраты на СИЗ у нас минимальны, на уровне 3000 рублей в месяц.
Сюда включен антисептик для рук, одноразовая посуда, дезинфицирующие средства для уборки. Плюс единоразово мы потратили порядка 13 000 рублей для переооборудования офиса.
Весенний локдаун, конечно, сильно сказался на бизнесе. Мы планировали качественный скачок, наняли в январе дорогих специалистов. В итоге ни о каком росте не было и речи, клиенты резко сократили бюджеты на рекламу, некоторые остановили ее полностью. Как результат, мы были вынуждены выплачивать полный объем заработной платы, в том числе новым очень дорогим специалистам, лишившись при этом стабильного дохода.
В марте-апреле, на фоне всеобщей паники мы потеряли порядка 70% потенциальных контрактов.
Если говорить о конкретных цифрах, то:
1. Прирост выручки во втором квартале 2019 года относительно первого квартала составил 36%. Мы прогнозировали аналогичный прирост и в текущем году, однако мы не только не получили прирост, но просели на 12%.
2. Средний чек снизился на 30%. Мы были вынуждены взять больше небольших клиентов, и тем не менее прибыль в этом году минусовая. Мы потеряли в этом году из-за COVID-19 больше 1,6 млн. И это без учета упущенной выгоды.
При этом наша отрасль не считается пострадавшей.
Мы искренне благодарны нашему арендодателю, что хотя бы на два месяца мы получили скидку на аренду помещения. В ситуации, когда на счету буквально каждая копейка, такая помощь очень ценна.
На данный момент, основная часть проектов вернула маркетинговые расходы на уровень 60-80% от прошлого года. Предприниматели осознали, какой объем продаж им на самом деле приносит интернет, и многие заказали разработку и обновление сайтов».