Найти тему

Аномальная погода

Можно ли одной небольшой заметкой попасть сразу во множество тем – Религия, Градостроительство, Туризм, Искусство, Погода?

Без особых проблем. Религия потому, что речь пойдёт минимум о культовом сооружении, максимум о событии, считающемся чудом. Градостроительство – история непосредственно связана с застройкой одного из самых известных городов мира. Туризм - это место посещали тысячи наших соотечественников, не говоря уже о неподдающихся учёту гражданах Поднебесной. Искусство – ключ и связующее звено ко всему и вся на этом канале. Климат – так как без погодной аномалии ничего из вышесказанного не произошло бы.

А началось всё давным-давно. В середине IV века. Бездетному римскому патрицию и его жене (сразу обоим) явилась во сне Божья Матерь и сказала, что ребёнок, которого им так долго не хватало для полной семейной гармонии, появится, если они построят церковь там, где завтра увидят снег. Проблема состояла в том, что дело было в августе, а в Риме, как известно, средняя температура августа около +30. Супруги побежали к недавно избранному 36-му папе Либерию (352-366) и оказалось, что он видел тот же самый сон. А вскоре на одном из римских холмов действительно были обнаружены следы снегопада. Так, 5 августа 352 года была заложена одна из самых известных ныне римских базилик - Санта-Мария-Маджоре.

В начале XVI века (1508-1525) при дворе епископа Майнца (самостоятельное государство в тогдашней Священной Римской империи германской нации) работал удивительный художник Маттиас Грюневальд (1470/75-1528). Его произведения настолько же странны и причудливы, насколько чудесны и сказочны. Нам неизвестно, кто из заказчиков и по какой причине заказал именно этот алтарный образ (не самый распространённый сюжет в истории европейской живописи), но именно он сводит всё воедино в нашем повествовании.

Маттиас Грюневальд. Основание церкви Санта-Мария-Маджоре в Риме. Начало XVI в. Музей августинцев (Фрайбург, Германия)
Маттиас Грюневальд. Основание церкви Санта-Мария-Маджоре в Риме. Начало XVI в. Музей августинцев (Фрайбург, Германия)

Произведение довольно внушительных размеров – в человеческий рост 179*91 см. Работ Грюневальда известно настолько мало, что каждая из них редкость и событие.

Маттиас Грюневальд. Основание церкви Санта-Мария-Маджоре в Риме. Начало XVI в. Музей августинцев (Фрайбург, Германия). Фрагмент – папа Либерий.
Маттиас Грюневальд. Основание церкви Санта-Мария-Маджоре в Риме. Начало XVI в. Музей августинцев (Фрайбург, Германия). Фрагмент – папа Либерий.
Маттиас Грюневальд. Основание церкви Санта-Мария-Маджоре в Риме. Начало XVI в. Музей августинцев (Фрайбург, Германия). Фрагмент – престарелая жена патриция.
Маттиас Грюневальд. Основание церкви Санта-Мария-Маджоре в Риме. Начало XVI в. Музей августинцев (Фрайбург, Германия). Фрагмент – престарелая жена патриция.

Вот здесь получше видны сон и предшествующие события.

Маттиас Грюневальд. Основание церкви Санта-Мария-Маджоре в Риме. Начало XVI в. Музей августинцев (Фрайбург, Германия). Фрагмент
Маттиас Грюневальд. Основание церкви Санта-Мария-Маджоре в Риме. Начало XVI в. Музей августинцев (Фрайбург, Германия). Фрагмент

А базилика Санта-Мария-Маджоре до сих пор стоит на этом месте, конечно, неоднократно перестроенная. Будете в Риме, вспоминайте эту заметку.

Рим. Базилика Санта-Мария-Маджоре. Фото из открытых источников.
Рим. Базилика Санта-Мария-Маджоре. Фото из открытых источников.

И, наконец, в условиях аномальной погоды утешайтесь тем, что вдруг это какое-то чудо? Хотя, в России живём… (это я про погоду, если что).