Многие бывшие советские студенты лелеют сладкие воспоминания о тех днях, когда они были молоды, полны надежд, счастливы и беззаботны.
Высшее образование в Советском Союзе было бесплатным для всех. Однако для поступления абитуриентам приходилось сдавать вступительные экзамены. Поскольку высшее образование было таким доступным, конкуренция была очень высокой. Приемные комиссии лучших вузов СССР (часто располагавшихся в Москве) сокрушили надежды многих молодых людей, которые надеялись поступить в университет и “покорить” город.
Студенты получали ежемесячное пособие, которое варьировалось в зависимости от их успеваемости: чем лучше успеваемость, тем больше пособие. Деньги выделялись из бюджетов государственных вузов.
Хотя сумма варьировалась от университета к университету и от одного студента к другому, в целом ее было достаточно, чтобы покрыть проживание в общежитии (что было чрезвычайно дешево), заплатить за еду, транспорт и несколько доступных развлечений, таких как кино или спорт.
Тем не менее, многие студенты выбирали случайную работу, чтобы заработать больше денег. Они работали ассистентами на кафедрах своих университетов, обучали однокурсников за наличные, торговали сигаретами иностранного производства, джинсами и другими дефицитными капиталистическими товарами или работали уборщиками.
- Мне нравилось тратить деньги впустую, поэтому я работал лаборантом. Я получал 55 рублей в месяц за 2-3 часа работы в день. Мои ежемесячные пособия составлял 50 рублей [оплачивает университет]. То есть у меня оставалось до 70 рублей каждый месяц после вычета ежедневных расходов. Знаете, что можно было бы купить за 70 рублей? Недельный отдых в Крыму!” - писал журналист Юрий Алексеев о своих студенческих годах в конце 1970-х-начале 1980-х.
Пожалуй, самой привлекательной чертой высшего образования в Советском Союзе было то, что выпускникам гарантировалось трудоустройство. Государство заботилось о том, чтобы каждый год создавать столько рабочих мест, сколько было необходимо для всех выпускников. Практика, которая кажется непрактичной в современных условиях, была тогда осуществима благодаря плановой экономике в СССР и быстрой индустриализации и урбанизации, которые произошли в СССР в 20 веке.
Большая часть специальностей, которые предлагали советские университеты, были естественнонаучными и инженерными: государство отдавало предпочтение тяжелым навыкам перед гуманитарными, хотя многие гуманитарные специальности — в различных художественных, театральных, исторических школах — также были доступны.
На пике индустриализации в СССР государство рассматривало студентов вузов как грозную рабочую силу, которую можно было использовать в массовом масштабе. В 1959 году Всесоюзный ленинский комсомол (известный как "Комсомол") организовал студентов университета в новообразованные "студенческие строительные бригады". Члены бригад разъезжали по всему Советскому Союзу для работы на стройках во время академических каникул. Хотя эта внеклассная деятельность часто включала тяжелый ручной труд и хорошие усилия инженерного гения, многие студенты рассматривали ее как возможность путешествовать и продвигать свои карьерные перспективы.
Многие студенты также были наняты для работы на полях: собирать картофель, виноград или хлопок, в зависимости от конкретной Советской республики, где они работали. Эта работа не оплачивалась, и студентов иногда принуждали к участию с угрозами исключения из комсомола: что-то, что могло подорвать их положение в университетах и будущую карьеру. После рабочего дня студенты укрывались в соседних общежитиях, играли на музыкальных инструментах, читали книги, общались и, иногда, влюблялись — то, что делало дни тяжелого труда более приятным опытом.
В течение учебного года студенты развлекали себя студенческими мероприятиями, которые были похожи от одного учебного заведения к другому. Студенты играли на музыкальных инструментах и вокалировали, устраивали театральные представления и ставили комедийные шоу, известные как “КВН " — " Клуб веселых и находчивых”. Творческие студенческие коллективы по большому счету заполняли пустоту в неразвитом советском самодельном шоу-бизнесе. Многие из выдающихся студенческих исполнителей сделали блестящую карьеру на российском телевидении после распада Советского Союза.
Спорт был популярен и среди студентов. Это студенты Института физической культуры на стадионе "Динамо" в Москве в 1936 году.
Радио и книги были также популярной формой развлечения для советских студентов. Книжные клубы обеспечивали пространство, где студенты общались и гонялись за редкими книгами, а радио было источником информации и музыки. Тем не менее, оба эти средства массовой информации также предоставляли студентам пространство для политического участия: некоторые студенты пытались слушать западные радиоканалы, такие как "Голос Америки", и тайно обсуждали политические вопросы в книжных клубах.