Какие ваши ассоциации со словами "интерактивное шоу"? Ну наверно реликты тех давних пор, когда можно было позвонить на телевидение и доложить свое очень ценное мнение на всю страну. А если я скажу слова "интерактивная телевикторина"? Миллионы ответят "лохоугадайка".
Да, как-то не повезло с хорошими передачами этому жанру, и ныне представляет он из себя облапошивание наивных граждан, висящих часами на платной телефонной линии. Но так уж случилось, что был в нашей стране и хороший, годный представитель интерактивного ТВ, да ещё и в те времена, когда лох был непуган когда дети ещё смотрели телевизор. Знакомьтесь, "Позвоните Кузе", ну что, покатили потихонечку?
Если же вы хотите почитать другие материалы Позавчерашних новостей о телевидении, добро пожаловать в статью-рубрикатор.
Откуда есть ноги растут
Интерактивное телевидение, появившееся в 1986 году в Японии, первое время было диковинной игрулькой, предназначенной непонятно для чего. Вроде бы и интересно - при помощи телефонной линии можно управлять тем, что показывают на экране, но на кой черт это нужно - непонятно.
Зато вот датчане (а именно некий Ivan Sølvason) достаточно быстро нашли применение технической новинке. Он и его компания SilverRock Productions разработали концепт шоу, в котором телезритель, дозвонившись в студию, мог управлять анимированным персонажем в его анимированных приключениях.
Ключевой фишкой программы был компьютерный комплекс из двух Амиг (нет, это не браузер от Mail.ru, это компьютеры такие), который преобразовывал телефонный сигнал в тоновом режиме в сигналы управления персонажем с минимальными возможными задержками, что позволяло играть более-менее комфортно и честно. Не забыли и монетизацию - дозвон на ТВ был платным, причем доступ был достаточно демократичен (по датским меркам).
За вторую фишку стали считать самого анимированного персонажа и его семью, нарисованных на той же Амиге аниматором по имени Niels Krogh Mortensen, фольклорных датских троллей, спасающихся от стереотипной темной повелительницы Афскилии будьте здоровы, срисованной с Черной Королевы из Battletoads.
Поначалу тролля назвали Максом, но за неделю до эфира от телевизионщиков поступило рацпредложение назвать тролля Hugo. Назвать-то назвали, да вот забыли про злосчастные авторские права, за которые на телеканал наехали юристы из Hugo Boss (хотя казалось бы, где датский тролль, а где эти ваши модные дома).
Впрочем, все закончилось благополучно. Программа произвела фурор на датском ТВ и постепенно начала расползаться по миру, пока не попала в страну вечно пьяных медведей, где не было троллей, зато были домовые.
Приключения датского тролля в России
На дворе был 1997 год. Народ годами не получал зарплату, активно вкладывался во всякие МММ и "Хопер-инвест" и наблюдал, как заводы, на которых работали поколениями, продавали за три рубля всяческим проходимцам. Надо ли говорить, что редкий ребенок был осчастливлен "Денди", "Сегой" или, тем более, электронно-вычислительной машиной. Те же, кто становился счастливым обладателем приставки, считались если не школьным олигархом, то, как минимум, очень интересным человеком, с которым можно и нужно дружить. Компьютерные же клубы находились в зачаточном состоянии и спрос на компьютерные увеселения пока ещё удовлетворить не могли.
И тут на эту благодатную почву неудовлетворимого спроса упала закупка телеканалом РТР лицензии на передачу с датским троллем. На канале прошла локализация передачи и Хьюго стал Кузей, его жена - Кузелиной, а дети - Кузератом, Кузеритом и Кузерутом. Злую же колдунью переименовали в Сциллу, потому что исконно датское Afskylia могут произнести только сами датчане, да и то не все.
Вообще, выпуск передачи на РТР был былинной победой последнего - что-то, похожее было только на НТВ ("От винта!", только там в игры играли за тебя), а такой интерактивности, когда ты, твой сосед Вася или Коля из параллельного класса могут взять и поуправлять игрушкой по телефону, не было вообще нигде. Поэтому все, у кого по утрам выходных был доступ к телевизору, липли к экранам в надежде или позвонить на передачу самим, или хотя бы посмотреть, как очередной лох зритель пытается проехать на вагонетке до конца уровня.
Что характерно, сами по себе игрули были очень и очень короткими - действительно, пятиминутный уровень одной большой игры. Но сколько эмоций эти уровни дарили! Поездка на вагонетке, на мотоцикле, прыжки по камням, скейт, лабиринт и т.д. и т.п. вызывали просто-таки прилив адреналина (а каково было играющему, я вообще хз). Дозвонившийся, но не сыгравший (медведь телефонный провод перекусил или звонили с дискового телефона) зритель вызывал бурю негодования.
Определенный шарм игре придавало качество российских телефонных линий, когда из-за проблем с тоновым сигналом (а ведь ещё и не все АТС такое поддерживали) играющий мог залажать какой-нибудь крайне важный маневр, отчего игра досрочно заканчивалась. Но зато прошедший весь уровень допускался до игры в два стула в три веревки, две из которых были выигрышными (это вам не лохоугадайка, где что ни открой, всё равно получишь ничего).
Разумеется, каждый второй желал позвонить на передачу. И хотя за победу, конечно что-то там дарили (по разным сведениям - или кнопочный телефон, или (что более вероятно) - набор игр про Кузю для компьютера, которого у победителя могло и не быть, лол), но процесс был куда увлекательнее результата.
Но за все хорошее, разумеется, надо платить. Линия для звонка была платной и ведущие старательно тянули время, спрашивая дозвонившегося о его увлечениях, хобби, маме, папе, месте жительства, где деньги лежат и лишь после этого допуская к управлению троллем. Родители, потрясенные полученными счетами за телефон, трясли своих отпрысков за уши и распространяли слухи о том, что в программе участвуют лишь дети сотрудников телеканала или вообще актеры, подражающие детям. Но в маленьких детских сердечках теплилась мечта взять и позвонить тете и дяде в телевизор, чтобы им дали погонять Кузю.
Но время шло, и когда тонкий ручеек компьютеризации превратился в широкий поток, популярность Кузи резко упала - кому нужны пятиминутные игрушки с простенькой графикой, когда можно устанавливать дома все игры и весело-задорно устраивать головомойки всяким там фашистам? Тем более, все игры про Кузю гуляли на дисках и любой желающий причаститься мог невозбранно погонять тролля часок-другой в любое удобное время.
Так передача и ушла с экранов.