С городом на Неве боевая биография Игоря Федьчука связывала дважды. Он был одним из тех, кто защищал Ленинград в 1941 году и участвовал в прорыве блокады в 1943-м.
Сто лет исполнится в этом году Игорю Фомичу. Большая часть вековой жизни была посвящена небу.
- Я с малых лет был влюблен в авиацию, - рассказывает ветеран. - Поэтому когда после девятого класса объявили набор в Вольское летное училище, я записался в числе первых.
Вместо положенных двух лет обучение шло полтора года. Время было тревожное - шла советско-финская война и стране требовались офицеры.
В 1940 году молодой лейтенант получил назначение техником самолета в 83-й дальне-бомбардировочный авиационный полк, переброшенный под Тбилиси с Дальнего Востока.
А через год началась война…
Миссия в Иране
Игорь Фомич рассказывает, что к войне готовились. Даже переброска авиаполка с дальних рубежей была одним из примеров такой подготовки. Авиаторы жили в землянках, аэродром готовили на ходу.
- О начале войны в Грузии сообщили в полдень. И сразу же объявили общую тревогу, - вспоминает ветеран.
Война началась для Игоря Фомича в жарком Иране. Эта страна могла выступить на стороне Германии, поэтому союзниками было решено ее оккупировать. Советские войска зашли с севера, англичане высадились на юге. В операции задействована была и бомбардировочная авиация. Бомбили в основном, как вспоминает Игорь Федьчук, железнодорожные станции, разбрасывали агитационные листовки.
Попадали осколки
В октябре 41-го пришел приказ о срочном вылете. Полк перебросили под Москву, где сложилась самая трудная ситуация на фронте. Перед бомбардировщиками стояла задача не дать немцам перейти Волгу и замкнуть кольцо вокруг столицы.
- Погода стояла неблагоприятная - облака не поднимались над землей выше 500 - 600 метров. Приходилось летать низко. И при разрывах осколки от наших 250 - 500-килограммовых бомб попадали по нашим самолетам, - вспоминает Игорь Федьчук.
В боях за столицу Красная армия несла большие потери. Только за октябрь 83-й авиаполк потерял 10 из 32 самолетов.
Ночной Ленинград
Только отбили атаки немцев на столицу, как часть получила новое задание. В составе Волховского фронта авиаполк должен был не дать замкнуть второе кольцо вокруг Ленинграда.
- Летали на дальних бомбардировщиках Ил-4, но под Ленинградом стояли всего в 35 километрах от фронта. Летали только ночью, днем самолеты были легкой мишенью для врага. Иногда приходилось делать по три вылета за ночь, - вспоминает Игорь Фомич.
Вновь с Ленинградом судьба свела Игоря Федьчука в январе 1943 года. Тогда советские войска прорывали кольцо блокады для создания широкого коридора связи с осажденным городом. А уже после полного снятия кольца окружения Игорь Фомич участвовал в освобождении Прибалтики.
Один оставшийся самолёт
За годы войны Игорь Федьчук прошел путь от лейтенанта до майора. Вырос от техника самолета до инженера полка. Конечно, вылетов у него было намного меньше, чем у пилотов. Но и на земле ждала не менее трудная работа.
- В боях на Курской дуге мы в одном вылете потеряли восемь самолетов. Бомбили днем и шли тремя «девятками». Первые две были под прикрытием истребителей, а на нашу враг обрушил всю огневую мощь. В итоге остался один самолет, где я находился. Не знаю, что нас спасло: случай, мастерство или ангел-хранитель, - рассказывает Игорь Фомич.
В конце войны летчики 815-го авиаполка (в 1942 году в него был преобразован 83-й полк) наносил удары по целям в Берлине на ТУ-2 с аэродрома в Познани. Здесь, в польском городе, Игорь Федьчук и встретил Победу.
- О завершении войны мы узнали раньше страны, ночью 8 мая. Начали сразу палить в воздух из всех стволов до последнего патрона. Дали такой импровизированный салют, - вспоминает ветеран.
Но война для бомбардировщиков, как оказалось, не закончилась. Их перебросили в Монголию. И только с разгромом Японии завершилась последняя страница боевой биографии Игоря Федьчука.
Фото с белыми медведями
Война закончилась, но не военная служба. Китай, Дальний Восток, Военная академия имени Н.Е. Жуковского в Москве, Одесса и даже бухта Тикси на берегу Северного Ледовитого океана - куда только не забрасывала она Игоря Фомича. За годы службы он блестяще освоил устройство как винтовых, так и реактивных бомбардировщиков: ТУ-2, Ил-4, Ил-28, ТУ-16, ТУ-95, транспортного самолета Ан-12. Больше всего из мирной жизни запомнилась служба за Полярным кругом.
- У нас в гарнизоне даже белые медвежата жили. Потом, когда выросли, мы с ними фотографировались. Летали на дрейфующую станцию «Серверный полюс - 6» (СП-6). Это были первые посадки бомбардировщиков на льдину в мире, - вспоминает Игорь Федьчук.
В 1963 году Игорь Фомич демобилизовался из армии в звании полковника. Тридцать лет проработал в политехническом институте в Одессе.
С первой женой Игорь Федьчук познакомился еще на фронте. Овдовев, в 1994 году женился на женщине на тридцать лет моложе него и перебрался в ее родной город Ульяновск.
Может быть, это стало причиной долголетия Игоря Фомича. А, может быть, причина кроется в другом. Например, в генах: мать ветерана, тоже прошедшая войну, дожила до 95 лет. А, может быть, и в действиях ангела-хранителя, спасшего его в том бою на Курской дуге.
ФАКТ
Игорь Федьчук награжден орденом Отечественной войны, орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», «За взятие Берлина», «За победу над Японией». Всего на его парадном кителе 42 награды.
Данила НОЗДРЯКОВ
Фото Владимира ЛАМЗИНА