27 января — Международный день памяти жертв Холокоста. Не надо ничего специально говорить или делать. Просто посмотрите сегодня эту картину.
Посмотрите и помолчите. Потому что это — произведение, после которого хочется молчать, а не говорить.
Детективный сюжет — поиски Мартином (Тим Рот) приёмного брата Довидла (Клайв Оуэн), гениального скрипача, пропавшего 40 лет назад, — лишь канва для пронзительной истории о фашизме и антисемитизме, о памяти и вере, о таланте и предназначении. А главное — о всепобеждающей силе любви, которая не зависит ни от пола, ни от национальности, ни от наличия или отсутствия кровных уз, ни от количества разделяющих людей лет и километров.
«Песня имён» — картина, колоссально сильная по эмоциональному воздействию.
Немногие современные работы способны вызывать в зрителях катарсис в самом настоящем, античном смысле. Этот фильм вызывает.
После него ты просто физически — через боль — ощущаешь, как твоя душа растёт, становится чище и мудрее.
Как? Какими способами это делается? При помощи каких приёмов достигается?
Всё это оказывается совершенно не важным. Об этом, возможно, ты задумаешься потом, спустя несколько часов или дней. Но в момент просмотра это не просто кажется полной ерундой, ты об этом даже не вспоминаешь.
Есть только то, что ты видишь на экране, и что-то, разрывающее тебя изнутри в области сердца.
«Песня имён» — это восхождение.
Вероника Милославская
На фото: кадры из фильма «Песня имён» (Канада, Венгрия, Великобритания, Германия, режиссёр Франсуа Жирар)
P. S. В южно-корейском фильме «Помнить» (Rimembeo, 2022) исследуется та же тема — исторической памяти. Только там герой рассматривает её как бы изнутри. И это — потрясает. В статье «Без срока давности» я осторожно попыталась рассказать об этом выдающемся, без преувеличения, кино.