Вы задумывались о выходе на зарубежные рынки? Тогда начинать нужно прямо сейчас, когда в мире бушует кризис, советует управляющий партнер венчурного фонда и стартап-акселератора iDealMachine и спикер Школы миллиардера Forbes Сергей Фрадков. Торопиться стоит по трем причинам.
1. В кризис нарушаются устоявшиеся связи — у компаний начинаются проблемы с поставщиками, клиенты пытаются сэкономить и ищут альтернативы привычным товарам и сервисам.
2. Из-за нестабильности на рынке труда компании увольняют сотрудников, таланты становятся доступнее. Людей, которых раньше было тяжело схантить, в кризис можно нанять проще.
3. В период нестабильности ваши конкуренты ослаблены. Вы сможете успешно стартовать, используя свои преимущества, например низкую стоимость товара.
Но большинство собственников, с которыми работает, не видят эти возможности. Они боятся простых проблем, но не обращают внимание на действительно серьезные угрозы.
Сергей выделяет несколько серьезных ошибок при выходе на новые рынки, которые не стоит повторять:
Попытки вести бизнес вслепую
Некоторые самоуверенные стартаперы пытаются выйти на новый рынок по принципу «ввяжемся в драку, потом разберемся», не имея представления о специфике рынка и его подводных камнях. Сергей предупреждает: так делать нельзя. Новые рынки и потенциальных клиентов нужно сначала понять с помощью исследований.
Отказ от помощи экспертов
Отказ от помощи местных экспертов из-за самоуверенности или из желания сэкономить, — еще одна типовая ошибка российских предпринимателей. Иностранный рынок имеет массу тонкостей и нюансов, которые сложно понять без нужного опыта.
Стремление все делать самому
Принцип «хочешь что-то сделать хорошо — сделай сам» при выводе компании на глобальный рынок не работает. Лучше для экономии перевести на аутсорсинг направления, которые не относятся к ключевым компетенциям. Например, отдать партнерам call-центр, логистические решения, бухгалтерский учет.
Желание успеть на всех фронтах
Очень серьезная ошибка — расфокусировка на старте. В этом случае стартаперы пытаются захватить разные клиентские сегменты, представить как можно больше продуктов. Это приводит к распылению сил.
Комплексуют по поводу своего английского
Боязнь собственника из-за разницы в менталитете оказаться чужим в новой стране может сдерживать его от решительных действий: компания не выходит на новые горизонты и не раскрывает потенциал только потому, что собственник чувствует себя не в своей тарелке.
Такой образ мыслей неактуален. В современном глобальном мире не имеет значения, говорите ли вы на английском с акцентом или без. В конце концов, переводчики вам в помощь!