Никто не хочет революции, если не считать отчаянных дураков, не знающих нашей истории. Никто не хочет крови, беженцев, тифозных вшей и голодных детей, хватающих за ноги с криком: "Дяденька! Тётенька! Дайте хлебушка! Ну хоть корочку! Ну хоть крошечку! Дайте крошечку, я ее только за щёчкой подержу и назад отдам!" (Пересказываю по памяти воспоминания современников Октябрьской).
Никто не хочет, чтобы дети выходили на площади и их грузили в автозаки. Никто не хочет, чтобы женщин пинали в живот. Даже полиция против этого. Никто не хочет насилия. Думаю, что не ошибусь, если скажу, что бОльшая часть нас за эволюцию.
Но тогда как должны происходить изменения? А ведь они должны происходить. Зачем? Затем, что развиваются способы производства, взрывообразно меняется жизнь вокруг нас, следовательно, общество, устройство его работы, принципы его функционирования должны подстраиваться под изменения. А иначе оно стагнирует, устаревает и отстает, предательски отстает в развитии, уровень жизни граждан падает, и они либо бегут, либо протестуют.
Революция - скачкообразные изменения. Эволюция - изменения постепенные. Но это тоже изменения! Причем, необычайно своевременные и даже опережающие время.
Разрешите мне пофантазировать и сами присоединяйтесь к моей фантазии. Как и чем можно было бы заменить Октябрьскую революцию? Как страна могла бы успешно эволюционировать?
Думаю, что надо было бы отменить крепостное право в 1814 году, после победы над Наполеоном, дать крестьянам личную свободу, освободить от барщины и оброка, что вывело бы на рынок рабочую силу и усилило миграции, снизив плотность населения в центральных областях. Это во-первых. Во-вторых, надо было бы наладить рынок земли. Не скажу, каким образом, но предположу, что распродажей по частям заложенных и разорившихся имений. В-третьих, элитам следовало бы поделиться властью с представительскими органами, надо было бы усиливать имеющиеся и учреждать новые. И, конечно же, ни в коем случае не стоило бы ввязываться ни в какие войны, особенно сильно отбояриваться от Первой мировой, все конфликты решать дипломатическим и экономическим путями. Причем вся эта работа должна была быть сделана неизменными, но постоянными усилиями. Шаг за шагом, но всегда точно к цели.
Но и в этом случае были бы большие потери. Большая часть дворян разорилась бы еще в середине XIX века, наша культура, вполне возможно, была бы более бедной. Тургенев вместо писательства занялся бы торговыми операциями. Все Вишневые сады исчезли бы гораздо раньше. С другой стороны, Чехов был бы более обеспечен, его Лопахин женился бы на Варе, работавшей у него секретарем, и все были бы счастливы. Вполне возможно, что коммерсант Тургенев тоже. По поводу Толстого-инженера у меня большие сомнения, хотя может быть, хирург из него вышел бы замечательный. Но "Война и мир" была бы короче, однозначно.
Потери был бы велики, но они были бы меньше, чем в результате революции. И они были бы более позитивны, выжили бы наиболее способные к адаптации.
Если вам, как и мне, в целом нравится идея замены революции на эволюцию, мы с вами должны начать делать что-то сейчас. Потому что именно сегодня должны начаться (они должны были начаться гораздо раньше!) некие шаги в сторону изменения.
Но почему мы? Меня больше всего беспокоит именно это! Хотя умом я понимаю, что именно мыслящий слой (а мне хочется думать, что я именно в нем и нахожусь), и должен быть источником эволюционных изменений.
Дети, они ведь не способны к эволюции. У них еще нет достаточного жизненного опыта, который говорит, что мир меняется долго, что после рывковых сдвигов, как правило, идет откат назад, под которым гибнут те, кто сдвигал... Но именно молодые люди наиболее остро чувствуют отставание страны, именно им острее всего нужен простор возможностей и свобода для действий. И именно их история и толкает к рывку... Наша беспомощность грузит их в автозак.
А вот теперь самый болезненный для меня вопрос, которым я делюсь с вами не без страха. А в наших, среднего возраста, головах, прописана сама возможность действовать эволюционным путем? Такая опция есть в комплексе моделей нашего поведения? Насколько нам комфортно сознавать, что мы ответственны за проведение изменений? Насколько мы осознаем эту обязанность?
Сейчас мой ответ - скорее нет, не готовы. Не считаем себя обязанными, не ощущаем своей ответственности, не видим возможностей и не хотим предъявлять требования, и даже просьбы не хотим "наносить". И не понимаем кому.
Мы способны только сокрушаться о подростках и испинанных женщинах, но что конкретно можно сделать, скрыто от нас пеленой шаблона стагнация-скачок-откат, отставание-рывок-потери.
Нам всем придется перестраиваться. И мне, и Вам тоже. Именно с этого начинается эволюция. Она тоже в головах, как писал Булгаков.