По мере распространения христианства и превращения этой религии в массовую, среди верующих распространяется мода на паломничества в места, где имелись христианские святыни. Большое количество разнообразных богомольцев неизбежно притягивали регионы Палестины, Малой Азии, Сирии, в которых имеется много мест, непосредственно связанных как с самим Иисусом Христом, так и с его матерью Девой Марией, с апостолами и выдающимися другими выдающимися деятелями христианства, жившими в первые века существования данной религии. Из дальних земель паломники старались привезти к себе на родину что-то, что напоминало бы им о предпринятом странствовании и о великих святынях, которым довелось поклониться. Конечно, самым идеальным вариантом было бы раздобыть и взять с собой частицу какой-либо святыни. Однако, обзавестись подобной частицей удавалось далеко не каждому. Поэтому требовался иной, более доступный предмет в виде свидетельства того, что человек действительно побывал в том районе Земли, где всё дышит памятью о выдающихся временах и деятелях христианства. Очень популярной вещью, которую богомольцы привозили из дальних стран, становится пальмовая ветвь. В странах с холодным климатом пальмы не растут, поэтому обладание их частью однозначно воспринималось как свидетельство того, что их владелец, особенно тот, кто их принёс, предпринял трудное путешествие на далекую Святую Землю или в иные подобные места.
Пальма сделалась настолько узнаваемым знаком дальних стран, что само странствование к святыням стали называть паломничеством. Привычное нам слово «паломничество» происходит от латинского «palma» («пальма»). Буквально понятие «паломник» можно перевести на русский язык, как «странник, который принес пальмовую ветвь». Популярности «пальмовой темы» у средневековых христиан способствовало и то, что в Священном Писании сказано, что жители Иерусалима приветствовали пальмовыми ветвями вступающего в их город Иисуса Христа.
Со временем, кроме святынь тех регионов, в которых христианство возникло, христианские святыни появляются и в других странах. Подобные места также начинают посещаться богомольцами. Самым древним паломническим маршрутом Европы принято считать маршрут к мощам святого апостола Иакова в испанском городе Сантьяго-де-Компостела — «путь святого Иакова».
Хотя пальмы выращиваются в Испании с незапамятных времен, узнаваемым символом, который стал вызывать у людей ассоциации со святым апостолом Иаковом, сделалось не это растение, а моллюск, точнее — ребристая, немного похожая на веер или на старинный гребень, двухстворчатая раковина моллюска морского гребешка из рода pecten — pecten pilgrimea («гребень пилигримов»). Понятие «пилигрим», как название паломника по святым местам, также попало в другие языки из латинского. Оно происходит от латинских слов peregrinus (чужеземец, иностранец) и peregre (глагол, означающий «вне дома», «в чужих краях» и т.п.).
Поскольку город Сантьяго-де-Компостела, в котором пребывают мощи св. апостола Иакова, находится сравнительно недалеко от средиземноморского побережья (в 50-60 км), то морские раковины — не редкость для этого района. Кроме того, значительная часть паломников прибывала сюда по морю, через порт Падрон[1](чтобы повторить путь останков апостола в Испанию), а, следовательно, сразу и неизбежно оказывалась охвачена морской тематикой, наряду с религиозной. Не позднее XII в. у приезжающих к гробнице св. апостола пилигримов возникла традиция прикреплять красивые раковины Pecten pilgrimea к своей одежде, краям шляп, пользоваться ими вместо дорожной посуды и т.п. Многие старались привезти с собой из странствований такие раковины и, даже, заделывали их в стены своих домов, в качестве свидетельства совершенного паломничества.
А «в живописи и архитектуре очертания раковины гребешка святого Иакова с давних пор используются как деталь орнамента»[2].
Изображения морских гребешков появились даже на облачениях папы римского.
Римские папы не только носили и носят одежду с орнаментом из раковин, но и сами совершали и совершают паломничество в Сантьяго-де-Компостела. По завершении паломничества они, по обычаю всех пилигримов, прикрепляют раковины гребешка к своей одежде.
Так гребенчатая раковина сделалась символом паломничества и атрибутом самого апостола Христова — Иакова (Зеведеева).
Существует народное предание, повествующее, что лодка с останками апостола, когда прибыла морем к испанскому берегу, была вся облеплена подобными раковинами. Якобы с тех самых пор они и оказались связаны с именем этого святого.
Кстати, вышеупомянутая раковина называлась не только pecten pilgrimea(«гребень паломника») или concha peregrina («раковина пилигримов», «иноземная раковина»), но также concha de Santiago — «раковина святого Иакова». Забавно, что этот «гребень пилигримов» в более раннюю эпоху не имел никакого христианского оттенка и именовался «гребнем Венеры» — языческой богини. Позднее, уже в первые века нашей эры, данный символ стал иногда обозначать паломничество в Палестину, и, наконец, закрепился в качестве эмблемы святого апостола Иакова, сделавшись "гребешком св. Иакова".
В старину странствование в Сантьяго-де-Компостела было не простым предприятием. Паломника поджидали все трудности пути: сложности пешего хода, примитивный транспорт, опасность встречи с хищными зверями и разбойниками. В Новейшее время, в силу уменьшения религиозности европейского общества, интерес к паломничеству в этот средневековый город сильно упал, в конце ХХ в. на него решались единицы. Однако, к нашему времени данный интерес снова вырос[3]. «Путь святого Иакова» сейчас — этот популярный паломнический и туристический маршрут. Его эмблемой по сей день является раковина морского гребешка, изображение которой присутствует на многих указателях и иных объектах на данном пути.
«Путь святого Иакова» подразделяется на несколько маршрутов, каждый из которых ведёт путников из разных стран к единой цели — к месту упокоения святого апостола. Часть преодолевающих его людей совершает свой поход, как и в предыдущие времена, руководствуясь религиозными соображениями. Другие проходят по знаменитому пути ради знакомства с культурой и традициями разных европейских стран, ради соприкосновения с историей, с богатым прошлым Европы, отголоски которого то и дело встречаются вдоль выдающегося маршрута. Паломники католического вероисповедания, прошедшие по «пути апостола Иакова», после завершения его, и после участия в специальном, католическом богослужении для паломников в соборе святого Иакова в Сантьяго-де-Компостела, получают «паспорт пилигрима». Поскольку православные паломники не могут участвовать в богослужении совместно с католиками, такой паспорт для них не предусмотрен. Впрочем, и паломнические маршруты из России в Испанию практически не проработаны. Поэтому ручеек пилигримов из нашей страны к мощам святого апостола из 12-ти традиционно мал.
Проблема в том, что «православный паломник, решивший предпринять путешествие к мощам святого апостола Иакова, без сомнения, столкнется с одной существенной трудностью на своем пути: фактическим отсутствием литургического содержания паломничества. В результате возникает необходимость вписывания подвига “хождения к святыне” в контекст инославной религиозной традиции. Паломничество проходит по маршрутам, сформировавшимся в эпоху католического средневековья, в соответствии с традициями западного христианства. Для православного же человека это ставит непростую задачу: совершить акт почитания древней христианской святыни, не поколебав свою конфессиональную идентичность, или, проще говоря, не отступив от канонических норм и святоотеческой традиции, не погрешив против вероучения.
Очевидно, что для многих наших соотечественников таковая задача представляется трудной, а зачастую и неразрешимой»[4].
А обычным туристам, не паломникам, в Сантьяго, в церкви Сан Бенито ставят такие вот печати, как на фотографии ниже.
Вот такими любопытными особенностями сопровождается почитание святого апостола Иакова у христиан.
*****************************************************************************
[1] Падрон — бывший античный город Ирия Флавия.
[2] Почему эмблемой пилигримов был моллюск? [Сетевое издание «Сайт VokrugSveta.ru (ВокругСвета.ру)»] URL: https://www.vokrugsveta.ru/quiz/141/ Online: 26.01.21
[3] «Католикам, прошедшим путь апостола Иакова, по традиции в соборе, после специальной службы для паломников, выдается свидетельство: «паспорт пилигрима». Еще в 70-е годы XX века такой паспорт получили всего 13 паломников. А в 1999-м — 150 тысяч». См. Сказкина Я., при поддержке Паломнического центра святого апостола Фомы в Европе. Испания: апостол Иаков – покровитель паломников [Азбука веры] URL: https://azbyka.ru/days/p-ispanija-apostol-iakov-pokrovitel-palomnikov Online: 26.01.21
[4] Протоиерей Олег Корытко, Е.Н. Павлушкова. Мощи святого апостола Иакова [Паломнический центр апостола Фомы в Европе] URL https://thomas-tdf.de/object/moshhi-svyatogo-apostola-iakova/ Online: 10.01.20