Найти в Дзене
Ларискин Бор

Раковина — символ паломничества и символ святого апостола Иакова

Раковина в декоре гробницы святого апостола Иакова в Испании.
По мере распространения христианства и превращения этой религии в массовую, среди верующих распространяется мода на паломничества в места, где имелись христианские святыни. Большое количество разнообразных богомольцев неизбежно притягивали регионы Палестины, Малой Азии, Сирии, в которых имеется много мест, непосредственно связанных как
Раковина в декоре гробницы святого апостола Иакова в Испании.
Раковина в декоре гробницы святого апостола Иакова в Испании.

По мере распространения христианства и превращения этой религии в массовую, среди верующих распространяется мода на паломничества в места, где имелись христианские святыни. Большое количество разнообразных богомольцев неизбежно притягивали регионы Палестины, Малой Азии, Сирии, в которых имеется много мест, непосредственно связанных как с самим Иисусом Христом, так и с его матерью Девой Марией, с апостолами и выдающимися другими выдающимися деятелями христианства, жившими в первые века существования данной религии. Из дальних земель паломники старались привезти к себе на родину что-то, что напоминало бы им о предпринятом странствовании и о великих святынях, которым довелось поклониться. Конечно, самым идеальным вариантом было бы раздобыть и взять с собой частицу какой-либо святыни. Однако, обзавестись подобной частицей удавалось далеко не каждому. Поэтому требовался иной, более доступный предмет в виде свидетельства того, что человек действительно побывал в том районе Земли, где всё дышит памятью о выдающихся временах и деятелях христианства. Очень популярной вещью, которую богомольцы привозили из дальних стран, становится пальмовая ветвь. В странах с холодным климатом пальмы не растут, поэтому обладание их частью однозначно воспринималось как свидетельство того, что их владелец, особенно тот, кто их принёс, предпринял трудное путешествие на далекую Святую Землю или в иные подобные места.

Люди несут пальмовые ветви.
Люди несут пальмовые ветви.

Пальма сделалась настолько узнаваемым знаком дальних стран, что само странствование к святыням стали называть паломничеством. Привычное нам слово «паломничество» происходит от латинского «palma» («пальма»). Буквально понятие «паломник» можно перевести на русский язык, как «странник, который принес пальмовую ветвь». Популярности «пальмовой темы» у средневековых христиан способствовало и то, что в Священном Писании сказано, что жители Иерусалима приветствовали пальмовыми ветвями вступающего в их город Иисуса Христа.

Возможно, именно так и выглядела встреча Иисуса Христа жителями Иерусалима.
Возможно, именно так и выглядела встреча Иисуса Христа жителями Иерусалима.

Со временем, кроме святынь тех регионов, в которых христианство возникло, христианские святыни появляются и в других странах. Подобные места также начинают посещаться богомольцами. Самым древним паломническим маршрутом Европы принято считать маршрут к мощам святого апостола Иакова в испанском городе Сантьяго-де-Компостела — «путь святого Иакова».

Собор святого апостола Иакова (Зеведеева) возвышается над испанским городом Сантьяго-де-Компостела
Собор святого апостола Иакова (Зеведеева) возвышается над испанским городом Сантьяго-де-Компостела

Хотя пальмы выращиваются в Испании с незапамятных времен, узнаваемым символом, который стал вызывать у людей ассоциации со святым апостолом Иаковом, сделалось не это растение, а моллюск, точнее — ребристая, немного похожая на веер или на старинный гребень, двухстворчатая раковина моллюска морского гребешка из рода pectenpecten pilgrimea («гребень пилигримов»). Понятие «пилигрим», как название паломника по святым местам, также попало в другие языки из латинского. Оно происходит от латинских слов peregrinus (чужеземец, иностранец) и peregre (глагол, означающий «вне дома», «в чужих краях» и т.п.).

Моллюск из рода pecten.
Моллюск из рода pecten.

Поскольку город Сантьяго-де-Компостела, в котором пребывают мощи св. апостола Иакова, находится сравнительно недалеко от средиземноморского побережья (в 50-60 км), то морские раковины — не редкость для этого района. Кроме того, значительная часть паломников прибывала сюда по морю, через порт Падрон[1](чтобы повторить путь останков апостола в Испанию), а, следовательно, сразу и неизбежно оказывалась охвачена морской тематикой, наряду с религиозной. Не позднее XII в. у приезжающих к гробнице св. апостола пилигримов возникла традиция прикреплять красивые раковины Pecten pilgrimea к своей одежде, краям шляп, пользоваться ими вместо дорожной посуды и т.п. Многие старались привезти с собой из странствований такие раковины и, даже, заделывали их в стены своих домов, в качестве свидетельства совершенного паломничества.

К посоху паломника прикреплена раковина морского гребешка.
К посоху паломника прикреплена раковина морского гребешка.
Раковина святого Иакова прикреплена к рюкзаку паломника.
Раковина святого Иакова прикреплена к рюкзаку паломника.
Раковина святого Иакова на рюкзаке паломника.
Раковина святого Иакова на рюкзаке паломника.

А «в живописи и архитектуре очертания раковины гребешка святого Иакова с давних пор используются как деталь орнамента»[2].

Мотив раковины в декоре здания.
Мотив раковины в декоре здания.
Мотив раковины в декоре здания.
Мотив раковины в декоре здания.
Мотив раковины в декоре здания.
Мотив раковины в декоре здания.

Изображения морских гребешков появились даже на облачениях папы римского.

Орнамент с раковинами гребешка на облачении папы римского.
Орнамент с раковинами гребешка на облачении папы римского.

Римские папы не только носили и носят одежду с орнаментом из раковин, но и сами совершали и совершают паломничество в Сантьяго-де-Компостела. По завершении паломничества они, по обычаю всех пилигримов, прикрепляют раковины гребешка к своей одежде.

Знак паломника — раковина на моццете (разновидность накидки) папы римского.
Знак паломника — раковина на моццете (разновидность накидки) папы римского.

Так гребенчатая раковина сделалась символом паломничества и атрибутом самого апостола Христова — Иакова (Зеведеева).

Существует народное предание, повествующее, что лодка с останками апостола, когда прибыла морем к испанскому берегу, была вся облеплена подобными раковинами. Якобы с тех самых пор они и оказались связаны с именем этого святого.

Кстати, вышеупомянутая раковина называлась не только pecten pilgrimea(«гребень паломника») или concha peregrina («раковина пилигримов», «иноземная раковина»), но также concha de Santiago — «раковина святого Иакова». Забавно, что этот «гребень пилигримов» в более раннюю эпоху не имел никакого христианского оттенка и именовался «гребнем Венеры» — языческой богини. Позднее, уже в первые века нашей эры, данный символ стал иногда обозначать паломничество в Палестину, и, наконец, закрепился в качестве эмблемы святого апостола Иакова, сделавшись "гребешком св. Иакова".

Апостол Иаков Зеведеев изображен на иконе, держащим в руке раковину морского гребешка.
Апостол Иаков Зеведеев изображен на иконе, держащим в руке раковину морского гребешка.

В старину странствование в Сантьяго-де-Компостела было не простым предприятием. Паломника поджидали все трудности пути: сложности пешего хода, примитивный транспорт, опасность встречи с хищными зверями и разбойниками. В Новейшее время, в силу уменьшения религиозности европейского общества, интерес к паломничеству в этот средневековый город сильно упал, в конце ХХ в. на него решались единицы. Однако, к нашему времени данный интерес снова вырос[3]. «Путь святого Иакова» сейчас — этот популярный паломнический и туристический маршрут. Его эмблемой по сей день является раковина морского гребешка, изображение которой присутствует на многих указателях и иных объектах на данном пути.

Одна из раковин, изображенных на пути святого Иакова.
Одна из раковин, изображенных на пути святого Иакова.
Ещё одно изображение раковины с одного из маршрутов на пути святого Иакова.
Ещё одно изображение раковины с одного из маршрутов на пути святого Иакова.

«Путь святого Иакова» подразделяется на несколько маршрутов, каждый из которых ведёт путников из разных стран к единой цели — к месту упокоения святого апостола. Часть преодолевающих его людей совершает свой поход, как и в предыдущие времена, руководствуясь религиозными соображениями. Другие проходят по знаменитому пути ради знакомства с культурой и традициями разных европейских стран, ради соприкосновения с историей, с богатым прошлым Европы, отголоски которого то и дело встречаются вдоль выдающегося маршрута. Паломники католического вероисповедания, прошедшие по «пути апостола Иакова», после завершения его, и после участия в специальном, католическом богослужении для паломников в соборе святого Иакова в Сантьяго-де-Компостела, получают «паспорт пилигрима». Поскольку православные паломники не могут участвовать в богослужении совместно с католиками, такой паспорт для них не предусмотрен. Впрочем, и паломнические маршруты из России в Испанию практически не проработаны. Поэтому ручеек пилигримов из нашей страны к мощам святого апостола из 12-ти традиционно мал.

Проблема в том, что «православный паломник, решивший предпринять путешествие к мощам святого апостола Иакова, без сомнения, столкнется с одной существенной трудностью на своем пути: фактическим отсутствием литургического содержания паломничества. В результате возникает необходимость вписывания подвига “хождения к святыне” в контекст инославной религиозной традиции. Паломничество проходит по маршрутам, сформировавшимся в эпоху католического средневековья, в соответствии с традициями западного христианства. Для православного же человека это ставит непростую задачу: совершить акт почитания древней христианской святыни, не поколебав свою конфессиональную идентичность, или, проще говоря, не отступив от канонических норм и святоотеческой традиции, не погрешив против вероучения.

Очевидно, что для многих наших соотечественников таковая задача представляется трудной, а зачастую и неразрешимой»[4].

А обычным туристам, не паломникам, в Сантьяго, в церкви Сан Бенито ставят такие вот печати, как на фотографии ниже.

Штамп, который может получить любой турист, посетивший собор святого Иакова.
Штамп, который может получить любой турист, посетивший собор святого Иакова.

Вот такими любопытными особенностями сопровождается почитание святого апостола Иакова у христиан.

*****************************************************************************

[1] Падрон — бывший античный город Ирия Флавия.

[2] Почему эмблемой пилигримов был моллюск? [Сетевое издание «Сайт VokrugSveta.ru (ВокругСвета.ру)»] URL: https://www.vokrugsveta.ru/quiz/141/ Online: 26.01.21

[3] «Ка­то­ли­кам, про­шед­шим путь апо­сто­ла Иа­ко­ва, по тра­ди­ции в со­бо­ре, по­сле спе­ци­аль­ной служ­бы для па­лом­ни­ков, вы­да­ет­ся сви­де­тель­ство: «пас­порт пи­ли­гри­ма». Еще в 70-е го­ды XX ве­ка та­кой пас­порт по­лу­чи­ли все­го 13 па­лом­ни­ков. А в 1999-м — 150 ты­сяч». См. Сказкина Я., при поддержке Паломнического центра святого апостола Фомы в Европе. Испания: апостол Иаков – покровитель паломников [Азбука веры] URL: https://azbyka.ru/days/p-ispanija-apostol-iakov-pokrovitel-palomnikov Online: 26.01.21

[4] Протоиерей Олег Корытко, Е.Н. Павлушкова. Мощи святого апостола Иакова [Паломнический центр апостола Фомы в Европе] URL https://thomas-tdf.de/object/moshhi-svyatogo-apostola-iakova/ Online: 10.01.20