Студент столичной академии Иоанн Сергиев отдал жизнь людям. Жители крупнейшей Невской крепости запомнили священника, который не только причащал и исповедовал, но оплачивал врачей, одежду, еду нищим и беднякам в трущобах. Благотворительность и дома трудолюбия рассказывают о внешней стороне жизни отца Иоанн Кронштадтского. Личные дневники повествуют о внутреннем состоянии его души.
Откуда дневники
- В 1856 году молодой священник получил назначение в Андреевский собор города Кронштадта. Дальнейшие 52 года, в ежедневном служении литургии, помощи ближним, отец Иоанн вел духовные дневники до смерти.
- Рукописное наследство сохранилось у родственников батюшки в семье протоиерея Иоанна Орнатского, Содержимое 26 больших тетрадей, размера 20 на 32 сантиметра, отредактировала и издала внучатая племянница святого Тамара Орнатская.
- Только, это не все духовное богатство. Часть рукописей обманом выманил нечестный человек. Семья надеется, что утерянное в музее революции, но сокрыто до времени. Предсмертный дневник - в центральном Государственном архиве.
- Сам отец Иоанн разрешил издать дневники. На титульной странице первого написано: «Не истреблять этой книги и по смерти моей: может быть, кто-нибудь найдется подобный мне по мыслям и по чувству и покажет свое глубокое сочувствие».
Учебники святости
Запредельная открытость и откровенность иерея Божия с первых страниц касается души читателя. Не лубочный портрет возникает перед глазами, но ясный образ человека, который с болью продирается через искушения мира к святости.
«До меня пережили на свете миллионы людей. И большая часть испытали то же, что испытываю я. Желаю, чтобы другие люди, которым удастся прочитать о моих нравственных опытах, верили им так же, как верю я сам».
Дневники описывают:
- опыт внутреннего духовного делания;
- глубинное переживание литургии;
- размышление о Святом Писании;
- личный путь с падениями, трудностями и утешениями от Господа;
- создание благотворительных организаций.
Дневники на примере отца Иоанна показывают, как буквально понимать Библию. Накормить голодного – искал средства, строил дома трудолюбия. Отдать рубашку – возвращался домой босым, сапоги отдал нуждающемуся. Непрестанно молиться – отказался от супружеской жизни, и ежедневно предстоял Господу в Таинстве евхаристии. Подвижник звал других к Чаше, на его общих исповедях каялось до 10 тысяч человек.
В дневнике рассказ, где силы для трудов черпать: «Когда тебя возьмет печаль о чем-нибудь, сейчас же скажи Господу печаль твою, и Он утешит тебя». Советовал: «радуйся и всегда благодари Бога, помни, что ты здоров от безумия и имеешь все не только необходимое для жизни, но и даже приятное и чрезмерное».