Найти в Дзене
Питие не мое

Почему опасно быть отличником?

Оглавление

Я был круглым отличником вплоть до 9 класса. Мне нравилось учиться и за это я щедро вознаграждался хорошими отметками. Учителя хвалили и ставили в пример остальным, родители баловали и гордились. Я же старался ещё больше, пока постепенно, отметки не превратились в самоцель. Мне начало казаться, что будущий жизненный успех напрямую зависит от количества полученных пятерок.

И только годам к 30-ти годам, оказавшись выкинутым на обочину жизни, одинокий и с приличным кредитом запазухой, я в полной мере осознал, какую бомбу замедленного действия закладывает под отличников философия школьной системы отметок.
Изображение Gerd Altmann с сайта Pixabay
Изображение Gerd Altmann с сайта Pixabay

Самое неприятное во всем этом фарсе является то обстоятельство, что зачастую, именно родители и педагоги начинают с ранних лет ставить ребёнка на шаткий пьедестал тщеславия. Впоследствии, с него можно так слететь, что уже и не суждено будет подняться.

Рассказы про спившихся и опустившихся одноклассников, в прошлом отличников, уже стало притчей во языцех и, вероятно, на каждой второй встрече выпускников с недоумением обсуждается подобная история.

Естественно, что сам очевидец и виновник данных событий, на встрече, как правило, отсутствует. Оно и понятно - пятёркой там уже и не пахнет. Конечно, не стоит обобщать всех отличников и автоматически записывать их в ряды будущих алкоголиков неудачников. И всё же, полезно разобраться с предпосылками, из-за которых может возникать такая, на первый взгляд нелогичная, но имеющая место быть, причинно-следственная связь.

Личный опыт подсказывает мне, что в основе будущих проблем у отличника лежит формируемая в школе вредная установка, при которой любая собственная деятельность оценивается исключительно по получаемым оценкам. На самом же деле, хорошие отметки - это всего лишь признак прилежания и умение следовать установленным правилам, ничего более. Чрезмерное внимание и сосредоточенность на этом аспекте, может закрывать для ученика возможность видеть другие важные качества, которые следует в себе развивать - умение общаться, принимать неудачи, распознавать свои собственные потребности.

Как следствия такой зацикленности на успеваемости, вытекают следующие неэффективные модели поведения:

1. Сильная зависимость от мнения других.

Постоянная оглядка на то, а что же скажут другие и как отнесутся к нашим поступкам. На деле, это мешает концентрации и не позволяет полностью “отдаться” своему занятию. При этом, под давлением чужого мнения и общих стереотипов, человек лишается возможности осознанного профессионального самоопределения, гониться за модой и имеет поверхностное отношение к жизни.

2. Перфекционизм и низкая толерантность к неудачам.

-Я все должен делать лучше всех и не дай бог ошибиться!

Если где-то происходит провал или человеку не нравится как идут дела, то это вызывает сильные негативные эмоции, что затрудняет дальнейшие попытки. Действия совершаются по принципу “всё, либо ничего”, “пан, либо пропал”. Нет срединного пути, хотя на практике, часто именно такой сбалансированный подход и оказывается наиболее приемлемым для человека.

3. Неспособность противостоять критике внешнего авторитета.

Приучаясь угождать учителям, а также избегая конфликтов, в будущем такой человек не способен спокойно воспринимать и, при необходимости, защищаться от необоснованной критики в свой адрес. Вне зависимости от того, адекватны ли требования или это просто попытка манипуляции, в глубине души всё принимается на собственный счёт, тем самым увеличивая давление во внутреннем котле.

Вывод:

Всем участникам образовательного процесса, а особенно его взрослым участникам в лице учителей и родителей, следует понять, что школа имеет достаточно косвенное отношение к дальнейшей жизни в реальных условиях, и не стоит слишком серьёзно относится к тем оценкам, которые получает ребёнок. И уж тем более, не стоит обвинять двоечника или возносить отличника. Поступая таким образом, вы способствуете внедрению в личность ребёнка вредных установок, в отношении того, что реально важно, а что второстипенно. Это может сыграть злую шутку с вашим чадом в дальнейшей жизни в реальном мире, где зачастую требуются совсем иные качества, чем те, которым обучают в школе.