Инаугурация президента Байдена на фоне вашингтонских событий начала января выглядела скучно.
И не только потому, что на мероприятии было непривычно мало приглашенных гостей и зрителей, гораздо меньше, чем военных и сотрудников служб безопасности. Возможно, все дело в том, что штурм Капитолия сторонниками Трампа разрушил устоявшуюся драматургию американского электорального процесса – катарсис получился сильнее финала, чего мало кто ожидал. Не спасла инаугурацию даже исполнившая американский гимн эпатажная Леди Гага, хотя смотреть на нее правда было приятнее, чем на немолодого виновника торжества и его поседевших предшественников. К тому же на сцене не было американского героя первого плана, экс-президента Трампа, пришедшего четыре года назад сделать страну снова великой, но не справившегося. Хороший он актер, но плохой политик.
Система оказалась сильнее и переварила все, включая громкую дискуссию по поводу масштабных подтасовок на выборах, стрельбу с жертвами в Капитолии и, наконец, самого бывшего президента с его эмоциональным напором, твитами и армией агрессивных сторонников. Вообще, говоря об устойчивости и непробиваемости политической системы США, нельзя не отметить вот что: на скандальные события вокруг передачи власти в Вашингтоне республиканцами демократам финансовые рынки отреагировали спокойно либо вообще никак не отреагировали. И это совершенно нормально, потому что с точки зрения финансовых элит ничего не произошло: правила игры прежние; возмутитель спокойствия надолго отбыл в свое поместье во Флориде; в Белом доме новый президент и его администрация. Если они и не сделают Америку снова великой по-трамповски, то по крайней мере позволят ей оставаться великой по-прежнему.
Нет ничего печальнее безответной любви, а Америка России любовью на любовь не отвечает и сильно разочаровывает. В повестке первых дней Байдена в Белом доме отношения с Россией оказываются далеко не на первом месте. Хуже того, в Вашингтоне уже никто не говорит о «перезагрузке» американо-российских отношений, зато напоминают о санкциях и одной из самых болезненных называют возможное отключение российских кредитно-финансовых организаций от SWIFT. Грозят окончательно похоронить под санкциями «Северный поток – 2», собираются вновь расследовать российское вмешательство в выборы и в последний момент продлевают действие ДСНВ-3, срок действия которого истекает в начале февраля. Однако, аргументируя такое решение, Байден, как назло, снова говорит не о «перезагрузке», развитии отношений и страстной любви, чего очень ждут в России. Президент считает продление договора выгодным в первую очередь для США, у которых появляется возможность объективно оценить ситуацию и подготовиться к будущим вызовам.
Стоит ли обижаться на нового президента США, обделившего вниманием российских поклонников американской демократии, привыкших видеть в каждом принятом в Белом доме решении антироссийские происки? Вероятно, не стоит, ибо сейчас Америке совсем не до нас. Президент Байден обещает гражданам справиться с пандемией, которая, по его словам, является для страны проблемой номер один, вводит карантин для пребывающих в страну иностранцев, закрывает строительство стены на границе с Мексикой, возвращается в ВОЗ и в Парижское климатическое соглашение, отменяет ограничения на въезд в США для граждан некоторых мусульманских стран и т. д. и т. п. Давайте немного подождем. Придет время, он и о нас вспомнит.