Когда Владимир Зеленский пришел к власти, команда его имиджмейкеров продолжала работать в прежнем режиме. Теперь все усилия были направлены на поддержание образа идеального президента. В свет выходил видеоконтент, в котором народ мог увидеть активную работу своего президента. Его дни насыщены встречами с лидерами других государств и посещением различных значимых для украинцев объектов. Он активно дает интервью журналистам, поддерживая образ человека, близкого народу, который все так же ведет социальные сети и готов с юмором парировать нападки в свою сторону.
Играть или быть
В беседе со Станиславом Бокланом в фильме «100 дней президентства» вопросы и сюжет разработаны таким образом, чтобы показать: Зеленский понимает разницу между понятиями «быть президентом» и «играть в президента». В интервью он еще раз предстает в качестве примерного семьянина, умеющего выстраивать близкие отношения со своими родными и прислушиваться к ним. И это работает на впечатление, что в отношениях со своим народом Зеленский поведет себя так же. Во всяком случае люди будут склонны ожидать, что он станет именно таким лидером, который внимателен к потребностям и переживаниям людей. Тем более украинский президент и сам во время интервью подчеркивает, что в работе в первую очередь ориентируется на то, что важно народу.
Интервью дополняется вопросами, с помощью которых делается акцент на том, что, приступив к своим обязанностям, Зеленский уже проявил себя как эффективный правитель. Например, говоря о таком лидерском качестве, как справедливость, он отмечает, что ВВП выросло благодаря его политике по отношению к коррупции внутри государства. При этом подчеркивается, почему это произошло: «его дюже боятся».
Продолжая тему серьезного подхода к работе и готовности строго спрашивать со своих подчиненных, создатели фильма о президентстве Зеленского пробуют проводить некоторые параллели между ним и Александром Лукашенко. В сюжете, конечно, ссылаются на то, что подобное сравнение можно наблюдать в первую очередь среди народа, который обсуждает это в социальных сетях. Однако проведенная аналогия так же работает на закрепление образа сильного и решительного политического лидера. Особенно учитывая, что украинцы действительно нередко выражают свое доброжелательное отношение к белорусскому Главе государства.
Но для того, чтобы закрепить в глазах общественности образ идеального президента, одного лишь видеоконтента недостаточно. В случае Зеленского важно и в дальнейшем поддерживать впечатление, что он отвечает потребностям украинцев не только на словах, но и на практике. Ведь людям необходимо, чтобы избранная власть была продуктивна. Например, Зеленский во время инаугурации озвучивает решение распустить Верховную раду, устраивает разнос некоторым чиновникам, демонстрируя решительность и намерение действовать по справедливости, принимает решение об отставке некоторых госслужащих. Помимо этого, он помогает вернуться на родину 35 пленным морякам и продолжает переговоры по урегулированию ситуации на Донбассе. Действия президента указывают на его неравнодушие к своему народу, которое добавляет ему признания в глазах общественности.
Необходимо отдать должное команде Владимира Зеленского за грамотную работу с принципом легитимности, согласно которому люди ожидают, что он в своей работе будет опираться на закон — морально-нравственный и правовой. Ведь для того чтобы граждане поддерживали власть, им важно верить в справедливость и моральное право президента управлять страной и принимать решения. И в случае Зеленского в видеосюжетах ярко проявляется и подчеркивается его ориентация на нормы, законы, традиции, установки и идеалы, существующие в обществе.
Не видеоконтентом сыт человек
Однако выборы закончились и началась реальная жизнь, где одних красивых фильмов с музыкой, замедленной съемкой и эффектным видеорядом недостаточно. Люди начинают оценивать эффективность действий политического лидера. В случае Зеленского грамотная и профессиональная работа имиджмейкеров сформировала в обществе образ идеального президента, который все знает, все может и всех от всего защитит. Не исключено, что такая сильная психологическая привлекательность Владимира Зеленского для украинцев в итоге сыграла все-таки не в его пользу. Люди стали разочаровываться в своем выборе.
Анализ социологического опроса, проведенного центром Разумкова, показал, что рейтинг Зеленского упал почти вдвое.
Слуга народа 2.0
В условиях падения популярности украинского президента команда Владимира Зеленского делает попытку поддержать его легитимность в глазах общественности при помощи все тех же визуальных эффектов и приемов с упором на эмоциональный подход. Выходит новогоднее обращение, в котором Зеленский и авторы сюжета в полной мере используют ресурс качественной и современной съемки. Как и прежде, в ролике применяются методы и приемы, призванные вывести зрителя на эмоции. Механизм достаточно простой, но рабочий: сначала слова Зеленского обращены к миру переживаний украинцев. Он дает понять, что все так же хорошо чувствует своей народ и небезразличен к их ожиданиям и потребностям. Затем следует необходимая установка, согласно которой в сознании должно возникать впечатление, что работа действующей власти в этом году была достаточно эффективной.
Однако для создания именно этого видеоролика, направленного на подкрепление авторитета Зеленского в глазах своего народа, используется довольно интересный визуальный прием. Согласно сюжету новогоднего обращения, Владимир собирает вокруг себя детей, которым по-отечески рассказывает обо всех значимых событиях для Украины за прошедший год. Появление на экране маленьких украинцев помогает зрителям окунуться в воспоминания детства, когда и Новый год переживался как-то по-особенному. Да и само поведение Зеленского создает атмосферу заботливого родительского присутствия рядом. Визуальный образ, музыка, звучание бархатного тембра голоса, теплый родительский взгляд — Владимир Зеленский как бы представлен Отцом своего народа.
Свое обращение он начинает со слов, которые показывают, что он объективно оценивает происходящее в стране: год включал в себя как то, за что украинцам может быть стыдно, так и то, чем они могут гордиться. «В нем были слезы от боли и слезы от гордости», — обращается к чувственным переживаниям украинцев президент. А затем дает установку, поддерживающую положительную национальную идентичность: «2020-й напомнил, как на самом деле много героев среди нас». Он перечисляет профессиональную принадлежность «супергероев» и завершает выступление словами: «У нас нет другого варианта, как быть супер-Украиной».
Новогодний сюжет включает в себя и попытки подкрепления национальной гордости за счет идентификации с успешными выступлениями украинских спортсменов: «Этот год не раз поднимал вверх украинский флаг. Мы становились первыми в плавании, боксе, спортивной и художественной гимнастике, легкой атлетике, борьбе, на велотреке и даже в шашках».
Данный риторический прием направлен на то, чтобы каждый украинец ощутил гордость за свою национальную принадлежность. Его нередко используют для поддержания легитимности действующего правительства, при котором люди не стыдятся причастности к своей стране.
Далее Владимир Зеленский перечисляет, что было сделано в государстве за минувший год: построили качественные дороги, детскую больницу, новый мост в Запорожье и 150 других мостов по всей Украине. Таким образом, он обращает внимание украинцев на то, что является эффективным президентом, способным использовать государственные ресурсы во благо своей страны.
Зеленский говорит о своем небезразличии к насущным проблемам и потребностям украинского народа: «удалось сделать для безопасности и обороны крупнейший в истории бюджет».
Обращаясь к переживаниям украинцев и потребности чувствовать себя в безопасности в своей стране, он подмечает, что при его правлении впервые за долгие месяцы «наступили 158 дней перемирия на Донбассе». И это очень важный акцент, поскольку показывает, что действующая власть отвечает ожиданиям народа, что государство и президент готовы позаботиться о них и бросить ресурсы на то, чтобы атмосфера в стране стала более мирной. Данное достижение бесспорно повышает лимит доверия людей к своему правительству и авторитет самого Зеленского в качестве руководителя государства.
Отцы и дети
Согласно сценарию сюжета чуть позже дети высказывают свои пожелания на предстоящий год (чтобы все были здоровы, чтобы преступников посадили в тюрьму и у всех было много денег, чтобы страна победила COVID-19 и коррупцию, а украинцы были счастливы и жили в атмосфере мира и добра). Данный прием необходим для того, чтобы продемонстрировать: президент по-прежнему понимает желания и потребности своих людей. При этом Зеленский дает понять, что со своей стороны готов приложить максимум усилий, лишь бы под его отеческим крылом украинцы жили хорошо. «Быть президентом такого прекрасного народа — это большая гордость. И очень большая ответственность. И я буду делать все, чтобы и через год, и во все последующие годы в этот же день и время мне было не стыдно смотреть вам в глаза», — обещает Зеленский, пытаясь заручиться поддержкой своего народа.
Безусловно, новогоднее обращение украинского президента вновь работает на поднятие его политического авторитета в глазах общественности. Но вместе с тем повышает и без того высокую планку ожиданий и требований со стороны украинцев к лидеру государства. Люди обязательно будут сравнивать такой психологически привлекательный образ «Папы всего народа» из видеосюжета с тем, насколько Владимиру Зеленскому удастся проявить себя справедливым и порядочным, компетентным и по-отечески заботливым руководителем страны в реальности. И насколько успешно у него получится соответствовать этому образу, покажет лишь время. Ведь как мы уже поняли, играть роль «батьки» и быть «батькой» — вещи все-таки разные.
Политические решения президента Украины привели к тому, что более 40% опрошенных назвали Зеленского главным разочарованием 2020 года.
Король и шут. Психологический портрет Владимира Зеленского
Алена Дзиодзина
Автор фото: ru.slovoidilo.ua, rbc.ru, president.gov.ua, instagram.com/olenazelenska_official/