27 января исполняется 75 лет со дня премьеры спектакля «Иван Грозный» по одноименной драматической повести А. Н. Толстого, где Иван IV изображался как прогрессивный политический деятель, активно способствовавший развитию русского государства. Спектакль явился одной из первых послевоенных работ Д. М. Манского, талантливого режиссера, приверженца мхатовской школы. Художником постановки стал И. Г. Сегаль.
Драматическая повесть «Иван Грозный» была создана А. Н. Толстым в тридцатые годы XX века, во время массовых репрессий в СССР. Толстой А. Н. «Пьесы», (Москва, 1989 г.). В этот период Сталин, желая получить историческое подтверждение необходимости беззакония, жестокости и тирании, царивших в стране, дал команду к безудержному прославлению Ивана IV и его окружения. В этом произведении писатель вынужден был отступить от исторической истины, пытаясь возвеличить и реабилитировать образ жестокого самодержца.
А теперь постараемся ответить на вопрос: зачем же Сталину понадобился Иван Грозный? Стоит лишь вспомнить, что само время было непростое, страна была вовлечена в тяжелую кровопролитную войну. А Иосиф Виссарионович, как известно, вошел в историю нашей страны как правитель неоднозначный, отличающийся жестокостью. Мартиросян, А. Б. «Сталин : биография вождя» (Москва, 2008 г.). Ответ напрашивается сам собой: чтобы оправдать безжалостность царящего в те годы режима, нужен пример исторический, показывающий, что жестокость бывает направлена на благо страны.
В это время самим Сталиным был дан заказ Сергею Эйзенштейну на фильм «Иван Грозный» Эйзенштейн С. М. «Иван Грозный: киносценарий» (Москва, 1944 г.), за ходом работы велось наблюдение «сверху». Съемки начались в 1943 г. и проходили в сверхскоростном режиме. И уже 20 января 1945 г. в кинотеатре «Ударник» состоялся премьерный просмотр первой серии. Фильм имел ошеломляющий успех. Практически сразу ему была присуждена Сталинская премия I степени, а Николая Черкасова публика буквально носила на руках. Уже через месяц вторая серия была доснята и отправлена на просмотр в Кремль. Но, по мнению Сталина, Иван Грозный был не достаточно грозен. Фильм было приказано доработать, что оказалось категорически невозможно, его можно было только переснять. Эйзенштейну сообщили, что вторая серия запрещена к показу, чем спровоцировали сильнейший сердечный приступ, а позднее инфаркт, от которого великий мастер скончался, так и не завершив работу над фильмом «Иван Грозный». «Эйзенштейн в воспоминаниях современников» (Москва, 1974 г.).
А как же развивалась тема Ивана Грозного на театральных подмостках?
Дело в том, что в годы войны в Челябинск был эвакуирован Малый театр, художественным руководителем, режиссером и идейным вдохновителем которого был Илья Судаков. Он «задумал» по распоряжению «верхов» воплотить на сцене пьесу Толстого. Над своей идеей он работал около двух лет, а по возвращении в Москву в Малом театре состоялась премьера спектакля «Иван Грозный» (6 марта 1944 г.). Как отметила «Правда», «спектакль имел большой успех». Судаков говорил, что собирается вместе с коллективом создать «монументальный спектакль, глубоко идейный, высокопатриотический и художественно правдивый». Но скоро работу Судакова подвергли суровой критике, спектакль был снят с репертуара и переделан.
А идея, как говорится, витала в воздухе и Челябинский театр, вернувшись в родные стены, ее подхватил. И благодаря только что вернувшемуся с фронта талантливому режиссеру Давиду Моисеевичу Манскому на челябинской сцене тоже вышел спектакль «Иван Грозный», но двумя годами позже, чем в московском театре, а именно в 1946 г. Стоит предположить, что после отъезда Малого театра сохранились наброски пьесы или даже варианты сценических костюмов.
Читать в Уральской электронной библиотеке:
«Государственный академический Малый театр в Челябинске».
Автор: Е. В. Белокопытова, ведущий библиотекарь отдела литературы по искусству