Найти тему

Молодая учительница в 1 классе: хорошо или плохо?

Очень много споров вокруг вопроса, что же лучше: опыт и большой багаж знаний или же молодость и свежесть взглядов? В течение года, предшествующего поступлению в первый класс, эта тема неоднократно поднималась в беседах между родителями из подготовительной группы нашего сада. У каждого была своя точка зрения на этот счёт. Одни были настроены на классического преподавателя, так сказать, старой закалки. Другие напротив, вспоминая свои школьные годы, хотели для своих детей другого. Третьи изначально знали, к какому учителю они хотят попасть (по рекомендации, либо личному знакомству). А четвертые, коих было большинство (в том числе и наша семья), решили положиться на волю случая, так как знакомых учителей в школе не было, да и каких-то сверх-требований к первому учителю мы не предъявляли - главное не отбить желание учиться, а с остальным разберемся)

И вот настали последние деньки лета и начала появляться информация о распределении детей по классам (да, в нашем случае эту информацию мы узнали буквально за пару дней до начала учёбы). Мой сын и еще несколько человек из дестадовской группы попали к молодой, скорее всего только начинающей практику, учительнице. Назовём её Т.Н.

фото с сайта Abode Stosk
фото с сайта Abode Stosk

Личное знакомство произошло уже непосредственно 1 сентября. Практически все родители, в том числе и мы, были вполне довольны - учительница была приятной во всех отношениях. Доброжелательна к детям, внимательна. Далее началась учёба и о своих впечатлениях рассказывали уже дети. Здесь тоже всё было хорошо, лично от своего ребёнка я слышала эпитеты "добрая, не ругается, угощает нас вкусняшками, шутит с нами". Это мало говорит о самом профессионализме преподавателя, но что детям еще надо в таком возрасте?))) В общем, Т.Н. их покорила)

И вроде бы всё хорошо. Дети довольны, родители в большинстве своём тоже (хотя некоторые изначально были настроены скептически), учёба идёт гладко. И вот первичная суета уже улеглась, все друг к другу более менее привыкли, наладили связь между собой и наступили обычные учебные будни. Тогда то и начали вылезать первые нюансы, разделившие родителей на два лагеря. Оказалось, что первое впечатление под названием "приятная во всех отношениях" омрачается одним серьезным моментом, из которого вытекают сразу несколько проблем. А именно - отсутствие опыта. И наверное возраст. Об этом поподробнее.

1. Неумение донести информацию до родителей.

Какие прописи покупать, к какому дню, что нужно покупать на уроки технологии и ИЗО, какие тетради нужно приобрести и в каком количестве, что брать в школу - всё это приходилось вытягивать клещами. Изначально все эти моменты обсуждались на дистанционном собрании, но Т.Н. сказала, что всё еще будет меняться и она заблаговременно сообщит все подробности в информационный чат в WhatsUp (у нас их два - информационный и родительский). По факту - учёба началась, информации ноль. Родительский чат разрывается - никто не понимает, что нужно делать. Начинается завал учителя личными сообщениями, на которые она отвечает каждому по-разному, хаос и вакханалия))) Так же, для Т.Н. вполне характерно просто забыть сообщить какую-то важную информацию. Ну да ладно, с этим мы как-то смирились)

2. Нежелание доносить информацию до учеников.

Если с родителями всё более менее решаемо, то с учениками сложнее. К примеру, задаётся домашнее задание. Поначалу конечно выполнение контролирует родитель. В дальнейшем - у кого как. Лично я придерживаюсь мнения, что всё таки домашнее задание - это обязанность школьника. И чем раньше эта ответственность переляжет на ученика, тем лучше. Первые пару месяцев мы сидели с сыном вместе - писали, считали, читали, а главное - разбирали ошибки. В какой-то момент я начала понимать, что по сути домашнее задание делаю я. Сыну скучно, не интересно, он отвлекается и совершенно не вникает в процесс. Да и с чего бы ему вникать, ведь даже если он ошибется, мама укажет на ошибку и поможет её исправить. Далее в таком формате обучения не было никакого смысла. Сейчас сын выполняет задание самостоятельно (ну за исключением абсурдных проектов). Я лишь проверяю наличие. Если он допустит ошибку - это будет его ошибка, которую он разберёт с преподавателем на уроке (А ведь именно об этом неоднократно просил директор на общем собрании - "Не делайте уроки ЗА детей, дайте возможность учителю выполнять его работу!"). Но. От преподавателя комментариев попросту нет... На ошибку детям указывают, но как её исправить и не допускать в дальнейшем - никогда. На вопросы детей Т.Н. также практически не отвечает, просто переходит к следующей теме.

фото с просторов интернета
фото с просторов интернета

3. Отсутствие контроля за учениками.

Безусловно, учитель не нянька. Но давайте не будем забывать, что это первый класс, дети только что пришли из стен детского сада. Они не до конца понимают, куда попали и как себя надо вести. Школа для них - новое незнакомое место с кучей незнакомых коридоров и комнаток. Для наглядности приведу пример. Я наблюдаю за опытными учителями из других классов, когда привожу ребёнка в школу. Все они КАЖДОЕ утро приходят в раздевалку, приветствуют детей, а главное - смотрят за порядком, делают замечания детям, если кто-то бросил рюкзак на проходе или слишком долго болтает с одноклассником. У них всегда порядок и дисциплина, это заметно. Они знают, как организовать всё так, чтобы не было хаоса. У нас такого нет. Не буду вдаваться в подробности, но по факту мы имеем постоянную утерю одежды (вот просто постоянно), блуждающих по школе детей, которые просто не смогли найти дорогу до своего класса из физкультурного зала и мед.кабинета (а школа у нас большая), и даже потерявшихся детей, ушедших на улицу после уроков, не дождавшись родителей.

4. Неадекватные нагрузки.

С первых дней у нас оооочень много домашнего задания. По 5-6 листов прописей, по стольку же страниц в рабочей тетради по математике, ко всему этому идут дополнительные задания-распечатки, зубрёжка стихов (сейчас, в январе , нам могут задать 2-3 стиха за день. Пусть и небольших, но всё же), чтение, почти ежедневные рисунки и поделки, а также проекты (ну хоть они не каждый день). Поначалу это было даже интересно. Позднее, когда стало понятно, что выполнение домашнего задания занимает практически всё свободное после школы время (а ведь многие дети еще и кружки посещают), а также выходные и каникулы, стало уже не до веселья. Дети попросту не успевают отдыхать. Родители начали слегка возмущаться. Видимо, кто-то донёс свое возмущение до преподавателя и она немного сбавила обороты. Но лишь немного. Ни в одном классе нашей школы, а классов много, такого объема домашних заданий нет и в помине. Увы, но списываю это опять же на отсутствие опыта и собственные амбиции начинающего специалиста.

Фото автора
Фото автора

5. И самое главное. Предвзятось.

Если предыдущие пункты в целом решаемы и являются по сути просто нюансами, то предвзятость просто отравляет жизнь детям. Т.Н. почти сразу условно разделила детей на две группы. В первую попали наиболее беспроблемные дети - у них нет проблем с дисциплиной, практически нет проблем в обучении, они тихие и послушные. Вторая группа (куда попал и мой сын) - активные, порой неусидчивые, иногда хулиганистые дети. Они часто отвлекаются и у них иногда страдает дисциплина. И первый, и второй вариант - НОРМА. Дети такие же люди, они разные, и к каждому нужен подход. Но случилось так, что в нашем классе детям первой, удобной группы, уделяется максимум внимания. Дети второй группы где то на задворках. А если не повезло еще и иметь какие-либо проблемы с обучением, то ребенок станет по сути изгоем. Так случилось с моим сыном и еще несколькими детьми. На уроках Т.Н. откровенно придирается к таким детям, постоянно критикует, ставит в пример других детей, которые справились лучше, никогда не отвечает на вопросы. У ребёнка падает самооценка и мотивация к учёбе. Хотя всё это делается с улыбкой и дружелюбным тоном, суть происходящего не меняется.

И если в первые месяцы обучения все дети в классе были дружны, вместе играли на переменках, то сейчас началась откровенная травля тех немногих детей, которые оказались неудобны преподавателю и требуют повышенного внимания. Наших детей обижают, гнобят и унижают другие одноклассники, мотивируя это тем, что "вы хулиганы и лучше бы вас не было в нашем классе". Всё это, я считаю, заслуга преподавателя, ибо именно она дала подобную установку публично, а дети просто переняли её поведение. В любой конфликтной ситуации Т.Н. всегда примет сторону беспроблемного ребенка, даже не разбираясь в ситуации. Ибо, по её мнению, тот просто не мог сделать того, в чем обвиняют его наши дети, и они попросту врут. Это уже банальное незнание детской психологии и того, как в действительности могут поступать дети, даже те, что на вид одуванчики. Когда мой сын ежедневно стал приходить в слезах из-за того, что его задирает один из отличников, обзывает, дразнит и прочее (и это подтвердили другие дети) я решила поговорить с классным руководителем, чтобы она как-то прокомментировала ситуацию, ведь именно она присутствует с детьми в школе. Я получила ожидаемый ответ "Ну что Вы, тот мальчик такой милый и добрый, это на него не похоже... Может Ваш сын фантазирует?". Проблема решилась только после разговора с родителями. Да, действительно тот мальчик терроризировал нескольких одноклассников. По итогу со всеми были проведены беседы и конфликт был исчерпан.

Безусловно, у нашей учительницы есть и положительные стороны, их много. Несмотря ни на что, дети её любят, хотя порой и не понимают, почему отношение к ним настолько отличается. Но те моменты, что я описала здесь, довольно сильно влияют на процесс обучения и атмосферу в классе. От таких ошибок не застрахован и опытный педагог, но именно в данном случае я считаю, что это отпечаток неопытности, потому как именно недостаток практики, неглубокое понимание детской психологии влечет за собой такие последствия.

Спасибо всем, кто дочитал)