Найти тему
Об айкидо и не только

Использование айкидо в поединках.

Уже много лет не утихают споры о возможности применения айкидо в спортивных поединках и уличных драках, а также об его якобы низкой эффективности в этой связи. В качестве основных претензий обычно выдвигаются давно известные штампы. Например: "айкидо против боксёрской двоечки не работает", "айкидоки бессильны против прохода в ноги", "ни одного представителя айкидо не увидишь в ММА" и т.д. При этом все доводы "против" обильно подкрепляются всем известными видеороликами, где глава Син Син Тоицу айкидо - К.Тохэй, например, "танцует" с борцом:

https://www.youtube.com/watch?v=M5a0T4eXyDc

или когда к некоему айкидоке в зал пришел борец и тут же его эффектно победил:

https://www.youtube.com/watch?v=__yiO3mOQ-g

Огромную популярность в определенной среде имеют всевозможные видео, название которых начинается с "Айкидо против...". Достаточно начать набирать эти слова в поиске - материалов найдется множество. Причем, зачастую, самого сомнительного содержания с точки зрения профессионалов. Здесь-то и проблема - на всех этих видео я лично не нашел айкидо. Совсем. Ну а где же оно есть? - Спросите вы. Вопрос вполне логичный, но сначала можно порассуждать на тему: "а где и каким оно должно быть". И здесь следовало бы рассмотреть саму мотивацию изучения айкидо и отношение различных его представителей к упомянутым вопросам.

В качестве первой иллюстрации рассмотрим широко известную идею: "айкидо прежде всего должно быть эффективным в поединке". Те люди, которые формулируют для себя именно такую цель, львиную долю времени тратят на то, чтобы приспособить айкидо именно под своё видение вопроса. В подготовку, помимо техник айкидо, они часто включают ударные техники, работу по лапам и мешкам, спарринги, попытки работать в контакт с представителями других стилей, вносят элементы партера, либо иные компоненты, которые в данном случае у них считаются обязательными для возникновения прикладной эффективности. Такое «многоплановое айкидо», по их мнению, должно быть способно противостоять абсолютно всему, быть конкурентоспособным именно в сферах спортивных поединков или уличной драки. Иногда комплекс «стремления к эффективности» компенсируется даже отношением к партнерам по тренировке с показной грубостью и жесткостью. Существует видео, где несчастному укэ (ассистенту) ломают руки, в то время как он в принципе доверяет партнеру, давая ему возможность работать. А что же в итоге?

Да, техники такого "эффективного в поединке айкидо" порой выглядят брутально и страшно, акцент часто делается на заломы и болевые воздействия. Часто можно увидеть наработку всевозможных «связок», которые, по мнению многих, должны быть приближены к реальной драке. Все технические действия при этом жесткие и в основном силовые, так как речь обычно ведется о "мотивированном и сопротивляющемся партнере". Это словосочетание даже стало мантрой в определенных кругах критиков айкидо, а также среди желающих сделать из него некую бойцовскую систему для противостояния всем без исключения.

Многие без преувеличения считают, что именно универсализация и стремление выработать навыки противостояния борьбе, ударной технике и вообще — всем возможным видам атак, приносят свои плоды, и что именно это позволяет говорить об айкидо, как об эффективном БИ. Противостоять всем... Этакие идеи айки-ММА. Только вот сила исполнения, когда партнер при отработке техник в зале корчится от боли, почему-то определяющим фактором эффективности так и не стала, впрочем, как и не вывела представителей данной условной группы в спортивные или иные состязания на уровень реалистичного противостояния с кем бы то ни было. Наверное, все же методы не те?

Другой случай - это когда ставка изначально делается на спортивные состязания под брендом айкидо. Ярчайший представитель этого жанра - соревновательное айкидо Томики, где помимо состязаний по ката существуют различного вида поединки. Вот примеры конечного результата:

1) https://www.youtube.com/watch?v=rraq0L86SfY

2) https://www.youtube.com/watch?v=HA-DgrumDBE

При этом сама система тренировок в большой степени ориентирована на соревнования. Здесь даже комментировать особенно нечего, т.к. подобный путь уже проходило спортивное дзюдо, каратэ и пр., Там ради соревнований сначала были созданы правила, исключены или просто забыты за ненадобностью элементы, которые для такого формата не подходили и на "сопротивляющемся противнике" не получались. В итоге вышло то, что вышло и каждый сам решает, на что это в итоге похоже и в каком плане эффективно.

В качестве третьего варианта можно упомянуть о, так называемом, философском акценте. Приверженцы данной позиции относятся к айкидо, прежде всего как к системе, позволяющей постичь неуловимое "айки" с помощью не слишком напряженных в физическом плане тренировок, делая упор на ритуал, медитации или разного рода иные манипуляции с телом и сознанием, целью которых заявляется развитие ощущения потоков энергии и непричинение вреда. Иногда за этим следует углубление во всевозможные упражнения, способные, пожалуй, разве что улучшить самочувствие и хорошо провести время. Представители такого подхода к айкидо обычно все свои доводы начинают с фразы "О-Сэнсэй Уэсиба писал: ....." и притягивают цитаты к собственным представлениям о реальности. Контингент из этой группы к соревнованиям и поединкам изначально отношения не имеет, и это, пожалуй, разумное решение.

Конечно, существует и достаточно сбалансированный подход. Некоторые приходят в айкидо уже с солидным опытом контактных единоборств, другие начинают с нуля, однако на первый план в обоих случаях отнюдь не выдвигают поединки и состязания. Вопрос эффективности по мере роста опыта и приобретения навыков здесь теряет свою актуальность. Собственно на это просто нет времени и цели совершенно другие. На механическом уровне техники либо работают, либо нет. Чтобы это выяснить, не требуется соревнований с кем либо. Другое дело - хватит ли подготовки эти знания применить в условиях стресса.

Вообще, «использование айкидо» в конкретных ситуациях драки или самообороны зависит исключительно от навыков, которые удалось наработать, следуя тому или иному методу тренировок, личным психологическим и морально-волевым качествам. Ведь в реальных условиях вы не подниметесь до уровня своих ожиданий, а опуститесь до уровня своей подготовки. То, какими навыками человек обладает, как раз и зависит от того, как именно он тренировался и что у него вообще происходит в голове. Суметь погасить конфликт в одно - два движения, это одно, однако мастерство попросту снижает саму вероятность возникновения и дальнейшего развития конфликта до весьма небольших величин.

Разумеется, в качестве самых ярких примеров взяты крайности. На деле же вариантов куда больше. Часто они смешиваются, иногда принимают весьма причудливые формы, но на то оно и разнообразие. Беда только в отсутствии цельного критерия в виде результата у всего среза занимающихся. Однако, он и не может существовать, потому что разные цели предполагают различную реализацию амбиций. Люди, занимающиеся всевозможными интерпретациями айкидо, по сути сами формируют себе "повестку дня", и результат этого подхода напрямую зависит от того, каких ценностей придерживается человек, какое имеет мировоззрение и каких целей он хотел бы достичь в итоге.

Айкидо не зря стало очень многополярным явлением, включающем множество школ и стилей, порой весьма сильно отличающихся по акцентам и содержанию, вплоть до противоположных. Но, в то же время, различные варианты выбора предполагают возможность тренироваться любому человеку от 4 лет и выше в абсолютно любом ключе. Кому что нравится. Однако в каждом случае техника приобретает характерные внешние признаки, указывающие на то, какие именно цели преследует занимающийся, и что он в итоге стремится получить. По сути, техника каждого конкретного человека полностью отражает его внутреннее состояние и содержание.

Вообще говорить о том, что айкидо - единое монолитное явление, которому присущи вполне определенные признаки, в корне неверно. Как минимум, следует уточнять, о какой школе или каком именно сенсее идет речь.

Но, возвращаясь к тому, как бы среднестатистическое айкидо выглядело в поединках, например, по спортивным правилам, можно рассуждать, исходя из того, как именно человек готовился, или же он не готовился вообще. При наличии правил, регламента и прочих ограничений, для того, чтобы быть эффективным, требуется уделять огромное время подготовке "на конкретные условия". Ведь даже профессиональные боксеры перед каждым боем готовятся на известного заранее противника. А если вдруг последует его замена, то тут уж как повезет. Особенно если замена равноценная, и характеристики противника становятся сюрпризом.

В массовых соревнованиях, когда участников много, потенциальный противник все равно отслеживается заранее, так как на него можно посмотреть в предыдущих поединках и сделать определенные выводы, оценить технический арсенал, степень его опасности и т.д. При этом немаловажными факторами остаются общефизическая подготовка, выносливость, качество базовой техники и другие компоненты, которые спортсмен нарабатывает постоянно. Но ведь перечисленные качества и для айкидоки важны, если он серьезно занимается? Безусловно.

Но дело заключается еще и в том, что само наличие правил автоматически исключает из арсенала спортсмена многие элементы, которые в данном поединке попросту не нужны. Чтобы в спорте победить по каким-либо конкретным критериям, необходимо сосредоточиться именно на них, отбрасывая всё то, что не может принести очки или слишком сложно для исполнения. Зачем в боксе думать о защите ног, если по ним не наносят ударов или тебя не пытаются повалить на пол? Зачем обязательно оставаться к противнику лицом, если запрещены удары по спине? Тактически в этих условиях можно на время спину "отдать". По аналогии - если запрещено хватать за одежду, руки или голову, то и тратить время на это не принято. Собственно уделом спортивных единоборств стала узкая специализация. И от этого спортивные стили еще, пожалуй, более опасны, чем комплексные системы. Это вопрос случая. И было бы неразумно задавать вопросы о том, кто победит, боксер или, например, самбист. Первый может удачно попасть одним ударом, второй - свалить с ног , взять на болевой или воткнуть соперника головой в пол. У всех свои достоинства.

Отдельным явлением, конечно, является сравнительный новодел - ММА. Но, во-первых, там тоже имеется куча правил и ограничений, во вторых -универсализация арсенала как раз является "фишкой" этого направления. Чистых спортсменов определенного стиля там уже давно не увидеть. Так почему же чистые айкидоки должны там появляться? В то же время, примеры, когда бойцы ММА интересуются арсеналом айкидо и используют его элементы на техническом (т.е. механическом) уровне, уже достаточно часто встречаются.

Если внимательно посмотреть на ролик, где борец без особого труда побеждает человека в хакаме в некоем додзё, то очевидно, что этот айкидока не сделал абсолютно ничего. Ни единого технического действия, существующего в арсенале айкидо проведено не было, в то время как возможностей для этого было предостаточно. Это не значит, что всё айкидо плохое или не работает, это говорит только о том, что перед нами такой айкидока, который настолько уверовал в себя, что вышел поваляться с борцом по его правилам и закономерно повалялся. Но следует обратить внимание на то, какой резонанс вызвал этот ролик и как удобно его использовать, чтобы показать людям, что именно айкидо не работает. И это несмотря на то, что айкидо, по сути, на этот поединок вообще не явилось. Только борец себя показал. Такова сила масс-медиа в действии.

Айкидо вообще не создавалось для поединков. С другими «будоками» и спортсменами лучше посидеть за чашечкой чая или в зале обменяться опытом без впадания в крайности, что отнюдь не является чем-то запретным, как многим кажется. А вот вопрос практического (т.н. "уличного") применения раскрывается сам по себе со временем. У кого-то лучше, у кого-то хуже. Что такое "применить приём айкидо" в некоем спортивном поединке в понимании большинства? По сути, это попытки действовать механикой против сопротивления человека, который знает, что сейчас ему будут пытаться выкрутить руки или вывести его из равновесия.

Но борьба противоречит всем принципам айкидо по определению. Где же принцип "тянут - иди вперед, толкают - поворачивайся"? А учитывая, что "механика" воздействия на суставы, работа коленями и центром не уникальны для айкидо, то зачем желающим это всё применять в поединках, заниматься именно айкидо? Ведь существует множество прекрасных соревновательных видов, где всё это делается под другим названием и с удовольствием, без претензий со стороны и конфликтов с адекватностью.

Формально, препятствий для участия айкидок в каких-то спортивных поединках нет. Вот только разумность этого вызывает вопросы. В драках — тем более. Айкидо вряд ли подходит для желающих научиться чему-то и непременно это проверить на других. Конечно, кто хочет - пожалуйста, пусть занимается и этим. Но неплохо бы ещё осознавать, чего конкретно хочется таким способом добиться, а также то, что играть придется на чужом поле и по чужим правилам. Хотя это вполне годится для того, чтобы разочароваться в айкидо, рассматривая его просто как набор неких приемов и технических действий.

Остановимся на том, что, согласно наиболее распространенной практике, айкидо в настоящее время не является соревновательным искусством, и что большинство поддерживает этот подход. Всякого рода реформаторы всё же пребывают в меньшинстве. Но наверняка многих до сих пор беспокоит вопрос, как же айкидо будет работать на самом деле (к примеру на улице), и на что это будет похоже.

Разумеется, в случае с грамотно подготовленным и опытным айкидокой, вы не увидите ничего такого, что обычно присутствует на видеороликах. Большая часть видео - это показательные формы, такие, как скажем, всем известные демонстрации К.Тиссье, Г.Сиоды или любых других известных мастеров. Все они призваны показать принципы взаимодействия, многие из которых весьма сложны для понимания без специальных знаний. Смысл один - показать, что возможно сделать при соответствующей подготовке, как бы фантастично это не выглядело. А вот в случае необходимости сделать что-либо всерьез, речь пойдет, прежде всего, об использовании базовых принципов. О разных "красивостях" придется забыть. Короткие экономичные движения с минимумом стремления затягивать конфликт. И уж точно это не будет попытка выкрутить кисть человеку, который этого ждет, или встать в стойку и делать учебную технику. Не будет и "перетягивания каната" на предмет того, кто кого техничнее выведет на бросок, ведь если сам айкидока конфликта не ищет, то и развивать его он не заинтересован.

Если технику необходимо сделать эффективной для самообороны, достаточно каждый момент контакта с оппонентом превратить в удар. И как следует из практики, выглядит это не очень красочно, а чаще всего, со стороны вообще непонятно, что происходит. И уж абсолютно точно, нигде не висит транспарант "внимание, сейчас будет айкидо". Так что если на улице айкидока свалит нападающего прямым в голову, это в его исполнении будет именно айкидо. А вот если в случае с уличной ситуацией проблема затягивается дольше чем на 10-20 секунд, то это уже проблема для любого самооборонщика, вне зависимости от того, чем он занимается.

Айкидо не бывает против чего-либо. "Против" - это всегда конфликт. А айкидо изначально создано для того, чтобы приспособиться к ситуации и возникающий конфликт предупредить или быстро погасить. Бои же останавливает судья, секундомер, либо нокаут и это, очевидно, не способ самоутверждаться в айкидо. Пожалуй, даже понимание этой простой вещи способно ответить на вопрос, почему большинство представителей айкидо не соревнуются в поединках.

Айкидо
7536 интересуются