По словам Чайковского, он «узнал, что такое музыка» благодаря произведениям Вольфганга Амадея Моцарта. Любовь к музыке гениального австрийского композитора прошла через всю жизнь Петра Ильича. Она дала толчок, пробудивший в ребёнке музыканта. Чайковский вспоминал, что испытывал «святой восторг», когда дома в детстве слушал механический орган (оркестрину), игравший фрагменты «Дон Жуана». На последнем в своей жизни концерте 16 октября 1893 года, где впервые прозвучала Шестая симфония, Чайковский продирижировал сделанной им в 1889 году редакцией двух танцев из оперы «Идоменей». Музыкально-критические статьи, письма и дневниковые записи Чайковского исполнены восхищенных слов по поводу моцартовских сочинений. В дневнике за 1886 год композитор записал: «Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от сознания близости своей к чему-то, что мы называем идеал, как он».
В 1875 году Чайковский перевел с итальянского на русский либретто оперы «Свадьба Фигаро» и сделал новую редакцию ее речитативов, в 1893 году написал вокальный квартет «Ночь» на собственный поэтический текст, в котором использовал фрагмент моцартовской фортепианной Фантазии до минор.
Лучшим подарком в жизни Чайковского было полученное им от П.И. Юргенсона к новому - 1889 году - полное собрание сочинений Моцарта.
Своего рода приношением любимому композитору стала оркестровая сюита «Моцартиана», задуманная Чайковским в 1884 году и написанная летом 1887 года.
Сюита включает четыре произведения Моцарта в инструментовке Чайковского: первая часть — Маленькая жига для клавира, вторая — Менуэт для клавира, третья — мотет Ave Verum Corpus для хора, струнных инструментов и органа (инструментован по фортепианному переложению Ф. Листа), четвертая — Десять вариаций для клавира на тему из оперы К. В. Глюка «Пилигримы в Мекку». В XIX веке «Моцартиана» стала первым симфоническим циклом, полностью состоящим из заимствованных пьес. Желая подчеркнуть новизну замысла, Чайковский предпослал своему новому сочинению предисловие, в котором объяснил, что цель создания сюиты — «дать новый повод к более частому исполнению этих жемчужин музыкального творчества». Чайковский писал: "Большое количество превосходных мелких сочинений Моцарта, вследствие непонятной причины, мало известны не только публике, но и многим из музыкантов". Идею «Моцартианы» Чайковский определил как «старина в современной обработке» и потому в манере инструментовки не следовал приемам оркестрового письма Моцарта, предложив взгляд художника нового времени на музыку вековой давности.
П.И. Чайковский. Сюита для оркестра №4, Соль мажор, "Моцартиана". Op. 61.
Государственный академический симфонический оркестр СССР, 1985 г. Дирижер: Евгений Светланов.
1 часть ЖИГА (по фортепианной Жиге G-dur, KV 574) - стремительно проносящаяся, где главную роль играют струнные и деревянные духовые инструменты, медные выступают лишь с несколькими репликами.
2 часть МЕНУЭТ (по Менуэту для ф-но D-dur, KV 355) - здесь ещё больше выдержан камерный характер звучания, спокойное движение главной темы оттенено тонко сплетёнными мелодическими узорами.
3 часть "МОЛИТВА" - является оркестровкой фортепианного переложения моцартовского хорового мотета "Ave verum" D-dur, KV 618, сделанного Ф.Листом. Музыка светлая и величавая, мелодия сопровождается полнозвучными аккордами и переливами арпеджио в исполнении арфы, вносящими новую краску в оркестровую палитру сюиты.
4 часть ТЕМА С ВАРИАЦИЯМИ (по 10-ти вариациям для ф-но G-dur на тему из зингшпиля К.В.Глюка "Пилигримы в Мекку", KV 455). Для каждой вариации найдена своя оркестровая фактура, например:
3-я вариация - грациозное соло флейты
6-я - квартет деревянных духовых
9-я - узорчатые пассажи скрипки соло
10-я - широко развёрнутый финал, где на фоне полнозвучного оркестра эффектно выступает каденция кларнета, а в конце звучит главная тема.