История Батуми периода турецкой оккупации остается малоизученной. Поэтому, на наш взгляд, небезынтересным является маленькое донесение, хранящееся в архиве Аджарии. Донесение касается 1849 года и в нем речь идет о правлении города
«Вице-консул Британии в Батуми, Холмс.
Его превосходительству послу Британии в Константинополе, сэру Стратфорду Канингсу
Батуми, 14 февраля 1849 года.
Милостивый государь,
Имею честь сообщить Вашему превосходительству, что две недели назад в Батуми прибыл новый мудир Ахмед Бей на смену Хамид Бею, который сейчас находится в Трабзоне.
Я собирался раньше оповестить Вас об этом, но со дня приезда мудира очень плохо себя чувствовал.
С искренним уважением,
вице-консул Британии в Батуми
У. Р. Холмс».
В период османского господства Батуми являлся столицей Лазистана. Лазистан входил в трабзонский вилайет, которым правил вали (генерал-губернатор). Как известно, его действиями напрямую руководил султан из Константинополя через находящегося в Батуми мутасирифа (губернатора). Подтверждением этому служит донесение Вильяма Гифода (1826-1888 гг.), которое относится к более позднему периоду (1872 год):
«Батуми расположен на берегу моря, на западной стороне глубокой гавани, в 16 милях от реки Чорохи. Двадцать лет тому назад город Батуми был только небольшим поселком, но благодаря основанию Русского общества пароходства на Черном море, а также по соседству с Поти, он приобрел торговое значение и в некоторых отношениях сделался важнее многих других портов этого берега.
Он сейчас является местонахождением мутасирифа или заместителя губернатора, зона юрисдикции которого – Трабзон, включающая в себя большую часть турецкой Грузии и полностью Лазистан.
Турецкий санджак (губерния) делится на каза или уезды (мазра) и нахе (округи). Каза управляет каймак, нахе – мудир. В нахе входит община нескольких деревень (маркяз), предводителем которой является мухтар. Его избирают жители деревень».