В чем заключается жизнь во Святом Духе? И в чем же её смысл и цель? Цель же духовной жизни «состоит в стяжании Духа Святого Божьего» – говорит преподобный Серафим Саровский, то есть в собирание, в постепенном приобретении Духа Святого, через покаяние, молитву, веру и многие другие подвиги, и добродетели. А по апостолу Павлу цель духовной жизни состоит в любви «от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры» (1Тим.1:5), где вера открывает истину и любовь.
К сожалению, многие христиане в современном мире сейчас считают, что духовная жизнь заключается переживаниях, которые бывают во время молитвы, во время богослужения, красотой икон и пения, где возвышенные мысли и сильные переживания могут родиться и из других источников, но и без храма и святынь духовная жизнь не может существовать.
Все выше перечисленные внешние проявления жизни христианской относятся не к самой духовной жизни, а только к средствам и способом его поддержания, как об этом говорит преподобный Серафим Саровский, что пост, богослужение и молитва являются для приобретения Святого Духа. Отсюда следует, что если у человека есть все это в жизни значит он живет действительно духовной жизнью, а если нет, то в нем нет Духа Святого.
А на самом деле духовная жизнь заключается во внутренней жизни человека, где он стоит лицом к лицу со своим Богом; где он принимает участие в жизни Бога. Весь смысл духовной жизни заключается в том, чтобы человек очистился от греха, искоренил из сердца страсти и привычки, а затем стал совершенным человеком, как Совершен наш Спаситель. А чтоб достичь совершенной духовной жизни необходимо обновления Святого Духа, так как «мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим.8:23). А что это за начаток? Начаток Духа – это удаление грехов и приобретение даров Святого Духа.
А когда человек достигнет выше сказанной цели и обновится то, что с ним происходит? У человека, в котором присутствует в жизни благодать, которая явилась и стала «спасительна для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» (Тит.2:11-12), то у того человека, благодаря Святому Духу очищается сердце от грехов, изменяется ум, укрепляется воля и происходит развитие всех добродетелей. Так как духовная сущность человеческого естества носит отпечаток Божества, который был дан ему и больше никому другому, самим Богом еще при сотворении: «И вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт.2:7).
Следовательно, духу человека свойственно обращаться к миру духовному, как к своему отечеству, где он может найти для себя полное успокоение только в непосредственном общении с Богом. Так как «мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» (1Кор.2:12). В этом благодатном единении дух каждого человека приобретает то, что ему необходимо – правду, истину, мир, любовь и, наконец, желает проводить жизнь согласно только воли Божией. Но надо учесть, что у человека есть свойство его природы – это немощи нашей плоти, которая влечет нас к земному, внешнему и чувственному. И иногда плоть ослабевает и даже подавляет порывы духа, где человек «умом своим служит закону Божию, а плотию – закону греха» (Рим.7:25), а поэтому необходимо уделять должное внимание к своему внутреннему состоянию и помнить, что духовная жизнь в человеке будет если он будет бороться с грехом и исполнять волю Божию, а не пребывать в грехе, так как кто пребывает в беззакониях - мертв для Бога и для духовной жизни.
Из всего выше сказанного следует отметить, что христианин должен проводить отличительную от обычаев окружающего его мира духовный образ жизни, где он выдвигает духовную сторону своей жизни вперед, боготворит перед ней и принимает ее в значение абсолютного блага и истины, для того чтобы жить, а, чтобы жить мы «должны покориться Отцу духов» (Евр.12:9).
Выше было упомянуто о том, что человек восстанавливает свое Богообщение через Сына Божьего в Духе Святом, через Которого зарождается духовная жизнь. А почему так? Да, потому, что Бог пожелал стать Человеком, что и способствовало развитию духовной жизни. В этой жизни человек не одинок, он с Богом и Бог живет в человеке и вместе с человеком. Поэтому духовная жизнь возникает не сама по себе, а рождается свыше, где Бог есть её начало, а человек принимает дар жизни и начинается соединения с Богом в акте веры. Вот в этом и заключается весь смысл духовной жизни.