Найти в Дзене
Мечтательница

Как заговорить по-английски: осмысленный пересказ вместо зубрёжки

Добрый день, друзья!

Научить школьников пересказывать тексты на иностранном языке – одна из важнейших задач учителя, потому что владение иностранным языком невозможно без развития устной речи, тем более в наши дни, когда знание иностранного языка приветствуется везде.

Эта статья скорее для родителей учащихся или для самих учеников, чем для педагогов. Ведь у каждого учителя наверняка есть свои секреты по развитию языковых навыков, а вот родителям так или иначе приходится помогать своим детям, поскольку не каждый ребёнок может самостоятельно справиться с любым заданием, и прежде чем придумать отговорку, можно хотя бы раз попытаться.

При этом родителям совсем не обязательно уметь изъясняться на иностранном языке, достаточно помочь сыну или дочери освоить определённый алгоритм выполнения задания, тогда станет понятно, что на самом деле всё не так сложно.

Поверьте, у меня был такой опыт весной 2020 года, когда наша школа временно перешла на дистанционное обучение. В ход шли все средства, в т.ч. и социальные сети, особенно тогда, когда из-за перегруженности сайтов качество онлайн-трансляций оставляло желать лучшего.

Так вот, у меня в каждом классе есть группа, например, в социальной сети Вконтакте, где я с помощью аудиофайлов объясняла грамматические темы, такие как времена глагола и др.. При подаче материала я всегда пользуюсь придуманными мной же готовыми образцами, схемами, таблицами, чтобы показать детям, что, пользуясь ими, можно легко усвоить любую тему. Однако среди большинства родителей бытует мнение, что материал по английскому языку непосильный, а учителя занижают оценки.

А теперь внимание, откровения родителя обычного среднестатистического ученика! Мама, которая возмущалась больше всех и оправдывала нежелание своего ребёнка учиться, прослушав мои записи, сама позвонила и сказала, что она берёт свои слова обратно, потому что, не зная ни слова по-английски, смогла по моим подсказкам помочь своему ребёнку. Вот вам и алгоритм! Практически любую тему можно разложить на мелкие составляющие для более лёгкого запоминания. Этот «неожиданный» звонок доказал, что я на правильном пути.

Итак, теперь непосредственно к пересказу текста. И дети, и родители уверены в том, что любой текст можно просто зазубрить, не понимая смысла, и неважно, что на это придётся потратить целый вечер и что он на следующий же день забудется. Поэтому учитель порой тратит больше времени на то, чтобы объяснить ребёнку минусы зубрёжки и плюсы осмысленного пересказа, чем на объяснение материала. Однако те из моих учеников, кто пользуется моими схемами и подсказками, быстрее справляются даже со сложными заданиями и делают успехи.

Ну что ж, вот мои несколько шагов к быстрому и качественному пересказу текста на английском языке.

1. Анализировать текст для заучивания необходимо по абзацам. Для этого находим незнакомые слова, выписываем, подбираем к ним синонимы. Во-первых, так они легче запоминаются, во-вторых, если память подведёт и нужное слово всё-таки вылетит из головы, можно его легко заменить сходным по значению.

2. Делаем перевод текста, так же по абзацам, проговаривая вслух содержание на русском языке. На этом этапе нужно постараться запомнить как можно больше информации, повторюсь, пока только на русском языке!

3. Начинать проговаривать на английском языке вслух небольшими порциями, лучше по предложению. Здесь весь смысл в том, что мы, зная содержание и отработав все слова и фразы, воспроизводим имеющуюся информацию на английском (про себя при этом вспоминая последовательность событий). И получается, что мы рассуждаем «про себя» на родном языке, а воспроизводим на иностранном.

4. Обязательно нужно найти слушателя. Им может быть мама или папа, старший брат или сестра. Мой сын –шестиклассник рассказывает младшей сестре. Главное, он чувствует, что его слушают и старается делать меньше ошибок. Я в детстве рассказывала английские тексты маме, изучавшей в школе немецкий язык, и она меня хвалила, мол, какая я молодец, всё рассказываю без запинки. Конечно, я хотела блеснуть своими познаниями после такой похвалы.

5. И последнее, но не менее важное, это не бояться ГОВОРИТЬ! Ошибок не может не быть, но при постоянных тренировках их будет становиться всё меньше и меньше. Забыли фразу, пропустите её, замените другой, попросите учителя напомнить. Главное, не стесняться ошибаться и обращаться за помощью. Именно это мы должны объяснить своим детям.

Ещё для успешного заучивания текстов и для развития устной речи в целом я бы порекомендовала пользоваться иностранным языком везде, где это возможно, переводить для себя случайно услышанные разговорные фразы, рассказывать, что изображено на магните на холодильнике, какая погода за окном. Со временем речь станет более уверенной, а потом и более грамотной, потому что при овладении иностранным языком нужна РЕГУЛЯРНАЯ практика.

В моей работе такие приёмы приносят свои плоды, помогая детям преодолеть языковой барьер. Мы с сыном тоже практикуем подобные методы, которые помогают ему сократить время, затраченное на выполнение домашнего задания.

Буду рада, если статья окажется полезной. Всем добра!