Лучший конфликт – это тот, которого не было. Но в реальной жизни, конфликты случаются, и случаются не только в личных отношениях, но и в отношениях на работе. В этой статье давайте обсудим вопрос, как сглаживать конфликты в отношениях на работе.
Причины возникновения конфликтов
Эксперты сходятся во мнении, что большинство конфликтов возникают из-за банального недопонимания. Конечно, на это может наложиться и множество других факторов – усталость, раздраженность, тип характера и т.д., однако в корне проблемы – недопонимание. Если вы хотите минимизировать количество конфликтов, то старайтесь исключить недопонимание. Сделать это на 100% — у вас не получится, но это хотя бы частично избавит вас от конфликтных ситуаций.
И если в личной жизни конфликты возникают из-за личных или бытовых проблем, то на работе к ним могут добавиться еще и рабочие моменты. Перед тем как начать решать конфликт, будет полезно осознать, в чем же его причина. Если вопрос чисто рабочий, то и решать его нужно на таком же уровне. Не всегда конфликт проходит сам собой, после разговора, пусть и на повышенных тонах. Иногда, для разрешения вам потребуются конкретные действия. Далее мы расскажем, как реагировать на конфликтные ситуации, но для начала запомните важный совет. Чтобы избежать конфликтов, нужно быть внимательным к окружающим и к себе. И ни в коем случае не стоит замалчивать то, что вас беспокоит. Это не значит, что вы должны жаловаться по мелочам, но то что вас действительно волнует – должно говориться вслух. Тогда вы сможете решать конфликты еще до их возникновения. Разумеется, вы должны допускать возможность аналогичного поведения и у других людей – ваших коллег. Это один из секретов, как не допускать конфликтов. Из следующего видео вы узнаете, как не допустить конфликтов на работе:
Как реагировать на конфликтные ситуации
В конфликтной ситуации всегда минимум 2 стороны, а иногда и больше. Поэтому, начинать нужно с себя, а не с другого человека. Постарайтесь становиться причиной конфликта как можно реже. Это не значит что нужно быть бесхребетным существом, которое избегает конфликтов любыми способами. Но нужно быть таким сотрудником, который умеет не доводить до конфликтов, это включает в себя:
- Умение слушать;
- Умение видеть;
- Умение общаться;
- Умение прощать;
Очень многих конфликтов удалось бы избежать, если бы люди умели лучше друг друга слушать, а значит и понимать. Умение слушать связано с умением говорить. Если в коллективе есть много недосказанного, то рано или поздно это превратится в конфликт. Так что добавим – умение говорить и владение словом, это также немаловажная часть.
Не все конфликты одинаково вредны, впрочем, одинаково полезны тоже не все. Бывают такие конфликты, после которых рождается гениальное решение для рабочего процесса, или появляется новая идея. Но такое случается нечасто. Так что постараемся научиться реагировать на конфликты. Вот несколько дельных советов, что делать, если вы попали в конфликтную ситуацию.
Совет 1. Дайте вашему собеседнику высказаться и при этом внимательно слушайте. Хотя конфликтующую сторону сложно назвать собеседником, ведь часто разговор проходит на повышенных тонах. Но как бы то ни было, дайте вашему оппоненту высказаться. Пусть человек донесет до вас все, что ему хочется. Ответная реакция может подождать, а вот право слова, которым вы наделяете противоположную сторону – это отличный инструмент. Благодаря этому вы закроете главную потребность второй стороны, донести информацию. А примите ли вы ее, согласны ли вы с ней, это уже другой вопрос. Это же является отличным инструментом, чтобы действительно услышать собеседника. Опытный манипулятор использует речь оппонента, чтобы защитить свою позицию. А это возможно только в том случае, если вы дали оппоненту слово и внимательного его выслушали.
Совет 2. Найдите хорошее в вашем оппоненте. Например, когда случился конфликт и ваш собеседник перешел на повышенный тон, обратите внимание, какими словами он оперирует. Если он не переходит на личности, если он не использует мат, и ведет диалог в конфликтной манере, но конструктивно, отметьте это. Либо отметьте, что человек способен даже во время конфликта сохранять логическую цепочку рассуждений. Когда очередь говорить дойдет до вас, то начните свою речь с похвалы того, что вы заметили. Это мощное оружие, которое обескураживает оппонента и регулярно творит чудеса. Например, похвалив противника, вы можете свести конфликт на нет за 5 секунд.
Совет 3. Никогда не кричите, и думайте, что говорите. Крик – это далеко не аргумент, а скорее наоборот. Если вы не можете сдерживать эмоции, выражайте их иначе – можете усилить артикуляцию и делать больше пауз между слов. Но никогда не кричите. Говорить быстро, это плохо по всем параметрам – вас могут просто не понять, и вы можете сами не успеть за темпом своей речи и сказать лишнего.
Совет 4. Сохраняйте холодный рассудок. Иногда это очень сложно сделать, особенно, если вы в конфликте с опытным манипулятором. Если вы сохраняете холодный рассудок, то в конфликте вы выиграете в любом случае. Иногда бывает очень сложно сохранить спокойствие, но это крайне необходимо. Это позволяет занять более выгодную позицию в конфликте.
Конфликт на работе, чаще всего сказывается негативно на рабочем процессе. Вместо того, чтобы работать, вы тратите время и энергию на выяснения отношений. Не стоит путать это с производственными моментами. Тогда тоже может доходить до споров, и это может напоминать конфликт, но на практике – это рабочий процесс, который двигает фирму вперед. Чего нельзя сказать про обычный конфликт на работе. Поэтому, чтобы прекратить конфликт на работе, вы можете спокойно сослаться на последствия для работы, и падение продуктивности.
Мужчины и женщины
Важно помнить, что психология мужчин и женщин отличается настолько сильно, что и подход к решению конфликтных ситуаций нужен разный. Особенность женского мышления состоит в том, что женщины более эмоциональны, а значит во время конфликта могут проявлять свои эмоции ярче. Одновременно с этим, есть и обратная особенность – некоторые женщины способны месяцами накапливать злобу, и не доводить ситуацию до конфликта, а затем устроить настоящую бурю. В связи с этим психологи дают два совета:
- Будьте внимательны, и не забывайте уточнять у женщин то, что вам осталось не ясным;
Если ситуация дошла до конфликта, то помните, что женщины могут быть очень эмоциональными и в порыве эмоций могут наговорить много плохого. Далеко не всегда, то что было сказано – на самом деле думалось. Будьте снисходительны, и не судите человека за его поведение во время эмоционального накала.
Мужчины тоже имеют ряд отличительных черт. Большинству мужчин свойственная природная прямота. Некоторых это может настолько обидеть, что прямой ответ или прямая реакция на конфликт, станет поводом для нового конфликта. Важно помнить, что мужчина не всегда умеет сглаживать углы, и далеко не всегда видит саму конфликтную ситуацию также, как и женщина.
Если вы постоянно конфликтуете с одним и тем же человеком, то постарайтесь либо наладить с ним контакт, либо избегать его. Не стоит избегать человека напоказ, или чрезмерно. Вы работаете в одном коллективе, и все равно будете иногда видеться и решать деловые вопросы. Но сократить количество контактов до минимума – это в ваших руках.
Неприятная ситуация, когда конфликтная ситуация возникает с шефом. Эти конфликты могут закончиться не просто перепалкой, но и потерей места. Однако, если ваш шеф руководствуется личным отношением, невзирая на ваши профессиональные качества, то его сложно назвать хорошим руководителем. На практике, конфликты с руководством часто заканчиваются также, как и конфликты с коллегами, то есть до увольнения не доходит.
- Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, в ближайшее время мы еще обсудим тему конфликтов на работе. Спасибо за внимание!