Найти в Дзене
Записки Прихожанина

Без мирян Литургия не состоится

«Без священника Литургии нет, он может обойтись и без алтарников, и без певчих, и даже без прихожан…» Я не буду разбирать насколько это правильно с канонической точки зрения, или что подобное суждение попахивает католицизмом, нет, обращу внимание на само понимание Литургии.

В одной из статей я столкнулся с таким мнением:

«Без священника Литургии нет, он может обойтись и без алтарников, и без певчих, и даже без прихожан…»

Я не буду разбирать насколько это правильно с канонической точки зрения, или что подобное суждение попахивает католицизмом, нет, обращу внимание на само понимание Литургии.

Святая Чаша. Фото: "nevsky.prihod.ru"
Святая Чаша. Фото: "nevsky.prihod.ru"

Священник не может служит один, без прихожан, ведь на протяжении всего богослужения происходит диалог между иереем и приходом. Например:

- Мир всем!- И духу твоему.
- Паки, паки, Господу помолимся!
- Господи, помилуй!

Зададим себе вопрос: «какое место я занимаю в богослужении?». Я просто пришел поглазеть, помолиться о своем, или так же, как и священник принимаю прямое участие в принесении Бескровной Жертвы?

Не получается ли, что мы ходим на богослужение, как в театр? Есть главные герои в лице священников и диаконов, есть массовка в лице алтарников, есть и музыкальное сопровождение в лице певчих, конечно, и зрители есть, а куда без них? Прихожане храма.

Глупое и немного кощунственное толкование того, что происходит в храме. Да, без священника не обойтись, он наделен властью служить у Престола Божия, но служит он не один, а вместе с прихожанами.

Служит, с верными Христу людьми. Эти люди вторят епископу: «достоин» при рукоположении в диакона и иерея, эти люди большую часть всего богослужения читают молитвы и наконец, от лица всех верных Христу людей (епископов, священников, мирян) возносится молитва:

«Твоя от твоих, Тебе приносящая, за всех и за вся!».
 «Твоя от твоих, Тебе приносящая, за всех и за вся!».
«Твоя от твоих, Тебе приносящая, за всех и за вся!».

Каждый в Церкви занимает своё место. Ударяясь в крайность: «священство — это особый народ в Церкви», мы впадаем в католицизм, ударяясь в другую крайность: «мы все священники по словам ап.Петра», мы впадаем в протестантизм.

Да, от лица прихожан поют специальные люди на клиросе, но что мешает нам, шепотом, никому не мешаю, повторять за ними молитвы? Священник возгласил: «Мир всем!», а мы: «И духу твоему!». Диакон призывает к молитве, а мы: «Господи, помилуй!». Не молчать и думать о своем, а учувствовать в богослужении. Тогда уже не получиться увильнут от мысли: сколько я могу врать Господу, что причастился Его Святых Даров, когда вместе со всеми пою:

«Да исполнятся уста наша хваления Твоего Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися Святым Твоим, Божественным, безсмертным и животворящим Тайнам…»

А сам, даже и не думал этого делать…