Доброго времени суток уважаемый читатель, сегодня мы поговорим об одной из вечных тем: образование.
В последнее время, со стороны интеллектуального сообщества, образование подвергнуто глобальному переосмыслению . Процесс глобализации и вызванные им серьезные трансформации, в первую очередь, в экономической сфере, формирование новой постиндустриальной инновационной экономики, безусловно, требует и изменений в области подготовки кадров, заставляет задуматься о целях образования и его функциях.
Вопрос о месте и роли образования в жизни современного общества не является однозначным. В настоящее время, а именно во время постиндустриального общества, происходит смена философско-аксиологических и цивилизационно-технологических парадигм развития человечества. Цифровая цивилизация идет на смену индустриальной, в следствие чего остро встает вопрос о том, что есть образование в современном обществе, как оно должно развиваться и в каких формах.
Каждый новый тип общества требовал и нового подхода к образованию. Данный факт фиксируется в историческом развитии человеческой цивилизации. Переход от одной стадии развития к другой приводил и к смене образовательной парадигмы. Последний подобного рода скачок произошел в конце XIX - начале XX вв., когда потребности модернизационной индустриальной экономики повлекли за собой серьезные изменения в системе образования западных стран. Главным из этих изменений было появление новых массовых университетов, которые начали давать не столько классическое элитарное образование, сколько прикладное и утилитарное, в соответствии с потребностями рынка.
Итак, на каждом этапе развития образование выполняло различные функции и перед ним стояли различные задачи.Одной из основных функций образования является передача ценностей господствующей культуры, но так как культурные ценности и цели различных обществ значительно отличаются, в содержании образования также наблюдаются глубокие отличия. Например:
- Античность - главное - это изучение изящных искусств, философии.
- Рим - военное дело, государственное управление.
- Средневековая Европа - усвоение христианского учения.
- Эпоха Ренессанса - интерес к литературе и искусству.
- Новое время - экспериментальное естествознание.
- Современность - естественнонаучные дисциплины, развитие технологий, изучение космоса и масса прикладных исследований в изучении человека.
С точки зрения А. М. Старыгиной, «можно говорить о нескольких стадиях развития образования. Первая, присущая традиционному обществу, подразумевает простую трансляцию накопленного социокультурного опыта от предыдущих генераций последующим... На второй стадии образование превращается, в первую очередь, в трансляцию знаний, постигаемых с помощью институционализированной системы профессионального обучения, которая ставит своей целью подготовку специалистов по востребованным в обществе профессиям. Наконец, третья, постмодерная, стадия развития образования подразумевает полную переоценку сложившихся в модерную эпоху векторов развития системы образования. Образование в обществе постмодерна превращается в процесс обретения и постоянного совершенствования знаний и навыков посредством их творческого развития в определенных видах деятельности».
С точки зрения постмодернизма, в условиях информационного общества меняется сама суть образовательного процесса: педагог (при обилии информации) перестает быть ее источником, а становится всего лишь комментатором: в неклассической педагогике «учитель выполняет функцию фасилитатора, то есть человека, стимулирующего (от англ. facilitate - облегчать, помогать, способствовать) осмысленное учение»
Тут я бы хотел процитировать Н. Е. Покровского: "университеты, а равно и школы уже не рассматриваются в качестве святилищ разума, а профессура и учителя - в качестве священнослужителей. И те и другие скорее эволюционируют в направлении обслуживающего персонала, предлагающего эффективные продукты, готовые к употреблению». В итоге же школа (в том числе высшая) из института воспитания и обучения превращается в один из институтов системы потребления".
Другими, не менее важными целями образования являются такие, как сохранение и передача культуры, привитие ценностей, формирование социальных навыков и так далее. Особенно это актуально для сложных многосоставных обществ - с наличием множества культурных традиций, исторических особенностей, региональной и этнонациональной специфики. Таким образом, на наш взгляд, не следует сводить все многообразие функций образования лишь к одной - подготовка нужного для потребностей экономики индивида.
Утилитарно-технократической модели образования сегодня противостоит модель, которую мы можем определить как «гуманистическую», направленную на модернизацию образования, но с учетом интересов и потребностей человека, а также с ориентацией на дорационалистические принципы в организации исследований и университета в целом, характерные для эпохи Возрождения . Одну из таких моделей предлагает Й. Г. Виссема, который размышляет о том, что в современном мире образование претерпевает фундаментальную трансформацию, которая состоит в переходе от модели университета, подчиненного интересам науки, к модели «университета третьего поколения».
Й. Г. Виссема указывает на то, что уже сегодня необходимо разрабатывать модель «университета третьего поколения» (в качестве базовой модели он приводит Кембриджский университет). По его мнению , университет третьего поколения решает триединую задачу: «его целью в образовании является подготовка специалистов для массового рынка, и эту задачу выполняют традиционные факультеты; он организует передовые исследования посредством создания в своей структуре мульти- и трансдисциплинарных институтов в кооперации с бизнесом и в качестве инструментов привлечения новых источников дохода. Университет третьего поколения является по своей природе предпринимательским, он активно участвует в создании конкретных ценностей для общества (в этом заключается третья цель его существования) путем поддержки техностарте-ров и получения доходов от прав интеллектуальной собственности. Университет третьего поколения является глобальным, а не национальным, он служит центром международной карусели ноу-хау, привлекая сотрудников и студентов со всего мира, и использует английский язык как lingua franca. Университет третьего поколения является хабом - ядром сети организаций, создающих знания и инновации; он тесно сотрудничает с бизнесом, спин-аутами, научно-исследовательскими институтами и зарубежными университетами. Университет третьего поколения обращает вспять тенденции редукционизма, характерные для эпохи рационализма, и возвращается к ценностям эпохи Возрождения (единению и трансдисциплинарным исследованиям)»
Таким образом, подводя итоги, мы можем сделать вывод о том, что в условиях современности, в первую очередь в западных концептуальных моделях, происходит процесс переосмысления функций и целей образования. При этом, учитывая возможные изменения в технологиях и экономике, ставка делается на технократический подход, в основе которого лежат именно экономические факторы и интересы. Вузы должны будут превратиться в коммерческие предприятия («предпринимательские университеты»), способные самостоятельно зарабатывать и обеспечивать свои потребности. Главной же их задачей с точки зрения образования должна быть подготовка экономически выгодной личности, способной гибко реагировать на изменения рынка и новые технологические вызовы.