Несколько советов родителям «проблемных» в плане обучения письму детей (личный опыт)
Если вам знакома ситуация, в которой ребёнку с трудом даётся письмо, несмотря на искренние старания, то, возможно, вам будет интересно ознакомиться с тем, что помогло лично мне.
Конечно же, я не могу гарантировать, что это универсальные способы, и уж тем более не утверждаю того, что таким образом можно заставить ребёнка полюбить письмо насильно, потому что насилие в любом деле неэффективно, даже если кажется, что оно приводит к каким-то результатам. Особенно если это касается воспитания детей.
И да, вот ещё что важно: я сейчас рассматриваю именно те случаи, в которых причиной проблем с почерком является не лень, а именно какие-то специфические трудности с освоением искусства письма.
К примеру, я читала (к сожалению, не помню где), как учился писать один мальчик, испытывавший трудности с концентрацией внимания. Этот малыш очень любил автомобили, и для того, чтобы не заскучать во время письменной работы, из-за чего буквы то и дело «соскальзывали» со строк, он придумал себе игру: будто бы каждая строка – это дорога с препятствиями, по которой он должен «провести» свою «машинку» до самого финиша. Творческий подход, однако!
Мне процесс письма с самого начала доставлял массу удовольствия, но почерк у меня был, мягко говоря, ужасный класса эдак до 7-го. Писала я при этом много: обожала уроки русского языка, особенно диктанты, вела подробные конспекты по теоретическим предметам, почти ежедневно делала записи в личном дневнике. Но правильно держать ручку ни я, ни одна из моих сестёр так и не научились – нам это было неудобно.
Как выяснилось, это не такая уж проблема. Я очень стремилась к тому, чтобы улучшить свой почерк, и в ходе этой работы мне удалось выделить для себя несколько пунктов, которые помогали мне в этом.
Копирование
Здесь всё просто: я в прямом смысле слова копировала стили и отдельные элементы различных почерков, начиная с моей младшей сестры и кончая Пушкиным. Просто выбирала то, что мне нравится, и использовала это на письме, шаг за шагом совершенствуя технику. Кстати, аналогичным способом я училась рисовать – копируя понравившиеся картинки, кадры из мульфильмов и т.д.
Материалы
В народе бытует мнение о том, что плохому танцору мешают ноги, а хороший художник запросто нарисует шедевр на салфетке, как Пикассо, или используя разведённую в воде ламповую сажу вместо туши, как советский книжный график Лебедев.
Но по себе я могу сказать, что в подавляющем большинстве случаев материалы имеют огромное значение. Давайте просто признаем, что не каждый из нас гениален:).
Итак, что было важно конкретно для меня?
Пишущий инструмент
Удобство использования, степень удовольствия от работы и, разумеется, её результат для меня зависят от таких параметров, как:
- вид инструмента (ручка/карандаш/фломастер и т.д.)
- толщина самого инструмента и его форма (круглая/гранёная/с изгибами)
- толщина стержня (пишет тонко или толсто)
- поверхность инструмента (гладкая/шершавая/матовая/глянцевая и т.д.)
- степень скольжения по бумаге («гладко»/«шершаво»/«мягко»/«остро»)
- качество чернил или графита (гелевая или шариковая ручка, например)
- запах (это может показаться смешным, но некоторые чернила и маркеры так воняют, что пользоваться ими просто невозможно)
Поверхность для письма
Здесь ту же роль играют тактильные ощущения: именно они позволяли мне чувствовать себя увереннее при работе с материалом.
- толщина тетради
- толщина и качество бумаги (гладкая/шершавая, просвечивает или нет, остаются ли следы от нажатия на обратной стороне)
- сочетание свойств пишущего материала и поверхности для письма
- тип разлиновки (да-да, не удивляйтесь: я ненавижу писать в тетрадях в клеточку и использую их для конспектов на лекциях, где важна скорость, а не красота почерка, и в то же время у меня лучше получается писать именно в таких тетрадях, когда нужно делать быстрые записи, а вот для аккуратного письма лично мне подходит широкая линейка)
- и даже вид разлиновки (тонкая/толстая/чёткая/размытая линия)
Все эти критерии основаны не на стоимости и качестве товаров, а именно на личных ощущениях, поэтому важно, чтобы у ребёнка была возможность выбирать то, что ему подходит, путём проб и ошибок.
Вполне вероятно, что многим эти вещи покажутся «лишними заморочками», но я всегда за эксперимент и творческий подход к обучению. Я почти не сомневаюсь в том, что подобные поиски решения проблем у детей с такими особенностями развития, как расстройства аутистического спектра или СДВГ, могут быть очень и очень результативными.
Благодарю за прочтение!
Мой адрес в ТЕЛЕГРАМЕ > > > https://t.me/f_neverland
В описании профиля также есть статья-навигатор по всем публикациям канала.