Найти тему
Жизнерадость

Вадим Абрамович Сидур

Гроб-арт – так он характеризовал течение, в котором работал.

О его памятнике на месте расстрела евреев в годы Второй Мировой войны в городе Пушкин я рассказывала здесь.

Формула скорби
Формула скорби

Вадим Абрамович – участник войны. Может быть, поэтому, его памятники, при всём лаконизме, не оставляют равнодушными.

Вадим Сидур
Вадим Сидур

Увы, судьба его произведений складывалась непросто. Его смелые эксперименты с формой привели к разрыву с советской культурой. Ни одной его выставки в Советском Союзе не состоялось.

Право на индивидуальность, собственный стиль и почерк надо было отстаивать. Он и отстаивал: занимался скульптурой, писал стихи и прозу, иллюстрировал, когда после перенесённого инфаркта ему физически было тяжело заниматься скульптурой.

В 60-70-е годы его скульптуры не признавались на официальном уровне. По фотографиям его работы знали за рубежом, и там он приобрёл известность гораздо раньше, чем на родине.

Да и печатать его там начали раньше, чем здесь. На Западе публиковали его стихи и прозу. А внутри страны он подрабатывал тем, что иллюстрировал книги. Если в вашей библиотеке есть сборники Юрия Левитанского или Юнны Мориц, выпущенные в 1970-м году, скорее всего, они иллюстрированы Вадимом Сидуром.

Кстати, 22 января исполнилось 99 лет со дня рождения Юрия Давидовича Левитанского, следующий год – юбилейный. А 25 января – день памяти поэта. Его не стало в 1996-м году.

Но сегодня мы о Сидуре.

Активным пропагандистом работ Сидура за границей был Карл Аймермахер. Он организовал двадцать выставок за рубежом. А всего их было более 30. При полном молчании на родине.

Скульптуры Вадима Сидура установлены в Германии, в США. Названия работ вполне «говорящие»: «Памятник погибшим от насилия», «Взывающий», «Памятник современному состоянию», «Треблинка».

Треблинка
Треблинка

За рубежом же вышла и первая монография о Сидуре. В 1972-м году её выпустил искусствовед из Австралии Саша Гришин.

Растущая известность Сидура за границей привела к тому, что на него обратили - таки внимание. Спецслужбы СССР.

В 1972-м году ему запретили зарабатывать, иллюстрируя книги.

Затем исключили из партии. За этим должно было последовать исключение из Союза художников, что означало бы потерю мастерской.

Не было бы счастья…

После скандала знаменитой Бульдозерной выставки власти вынуждены были предоставить относительную свободу творцам непонятного искусства. Чтобы смягчить урон имиджу страны.

Выставка Сидура в Москве стала возможной только в годы перестройки. В 1987-м году она открылась, благодаря ученикам и друзьям скульптора. В 1989-м году усилиями сына художника открылся и музей Вадима Сидура.

В 2018 году Музей Вадима Сидура вошел в состав Московского музея современного искусства.

Увы, до сих пор находятся и те, кто, демонстрируя своё неприятие взглядов художника, позволяют себе вандализм. Несколько работ Вадима Сидура пострадали 14 августа 2015 года от нападения вандалов.

Дело получило общественный резонанс. И, хотя прокуратура отказывалась возбуждать уголовное дело о вандализме, впоследствии дело об уничтожении культурных ценностей всё же было возбуждено. Одновременно Следственный комитет начал проверку в отношении самой выставки в Манеже.

Годы противостояния двух цивилизаций, опасность ядерной войны привели к тому, что художник называл «искусством эпохи равновесия страха», или Гроб-Арт.

После всего, что пережил мир в XX веке, язык Родена не сможет передать нового мировосприятия и мироощущения.

Нужен был новый язык. Его и искал, формировал в своих работах Вадим Сидур.

Работы Сидура узнаваемы. Если не по стилю, то по мироощущению.

Как он и хотел.

Благодарю вас за отклики и интерес!

Приглашаю на мои каналы

Мой Израиль

Время путешествовать

Если Вам понравилась эта статья, ставьте лайк! Вам нетрудно, мне приятно. И поделитесь, пожалуйста, с друзьями через любую сеть!

До новых встреч!

Ваша Елена Горовая

Использованы фото из Википедии