Гонконг (CNN Business) Китай хочет возглавить глобальное восстановление после пандемии и стать более влиятельным на мировой арене, чем когда-либо прежде. У него может просто быть импульс - и уверенность - чтобы осуществить этот план.
Вторая по величине экономика мира избежала значительных последствий пандемии Covid-19 в прошлом году, и ее способность продолжать расти, в то время как мир врезался в рецессию, может означать, что ее ВВП превысит ВВП Соединенных Штатов в конце этого десятилетия, на годы раньше, чем ожидалось. .
«Китай вышел из шока Covid-19 раньше, чем остальной мир, и власти уже планируют долгосрочную перспективу», - написала Франсуаза Хуанг, старший экономист по Азиатско-Тихоокеанскому региону в Euler Hermes, в отчете на прошлой неделе под названием « мир быстро движется на восток ".
Китай только что впервые обошел Соединенные Штаты в привлечении прямых иностранных инвестиций. К концу 2020 года он подписал торговое соглашение с Европейским союзом с целью ускорения роста и расширения доступа европейских компаний к 1,4 миллиарда потребителей. Теперь Пекин начинает новый год, и один из его самых политических противников, бывший президент США Дональд Трамп, не дышит ему в шею.
Президент Си Цзиньпин уже ясно дал понять, что он видит, что Китай займет поул-позицию в наступающем году и в последующие годы.
Во время виртуального мероприятия Всемирного экономического форума «Давосская повестка дня» в понедельник Си выразил уверенный тон, рассказав о том, как его страна отправляет помощь другим странам и подталкивает мир к совместной работе, повторяя послание о преимуществах Глобализацию он дал, когда стал первым китайским лидером, который появился в Давосе в 2017 году.
И он рекламировал способность Китая продвигать мировую экономику, придавая «больше импульса экономическому росту».
Китай будет «использовать свои преимущества на большом рынке и потенциал внутреннего спроса, чтобы предоставить больше возможностей для сотрудничества между странами и восстановления мировой экономики», - сказал Си.
«Уверенность в Китае»
После обвинений в том, что он неправильно справился с первоначальным кризисом в Ухане, Китай ответил интенсивной и беспрецедентной блокировкой первоначального эпицентра, парализовавшей жизнь города на несколько месяцев. Оказалось, что строгие меры сработали. Хотя Китай все еще борется с некоторыми случаями Covid-19, его количество далеко не близко к уровням, зарегистрированным в Европе и США. Власти также смогли возобновить работу крупных секторов экономики в прошлом году, хотя другие страны оставались закрытыми.
В целом жесткие карантинные меры и дополнительные меры, направленные на стимулирование роста - страна также финансировала крупные инфраструктурные проекты и предлагала денежные выплаты гражданам - помогли экономике Китая вырасти на 2,3% в 2020 году, в то время как большая часть мира погрязла в рецессии.
«Китайская экономика опережала всех и выходила из изоляции, в то время как большая часть мира изо всех сил пыталась сохранить баланс», - написал в своем отчете на прошлой неделе Фредерик Нойман, соруководитель отдела исследований экономики Азии в HSBC.
Проблемы впереди
Экономисты подчеркивают, что для будущего роста страны все еще существуют угрозы. Международный валютный фонд заявил в декабре, что восстановление Китая в значительной степени зависит от государственной поддержки, в то время как частные расходы не поддерживаются. Другие отмечают, что множество банкротств и неплатежей по кредитам государственных фирм вызвали напряжение на долговых рынках.
«Политический ответ на пандемию Covid-19, хотя и эффективен в краткосрочной перспективе, направляет больше ресурсов на неэффективные государственные компании и увеличивает долговое бремя Китая», - написал Джулиан Эванс-Притчард, старший экономист по Китаю из Capital Economics. отчет об исследовании на прошлой неделе.
В понедельник представитель Народного банка Китая во время выступления в Пекине выразил обеспокоенность тем, что местные органы власти устанавливают слишком агрессивные целевые показатели ВВП. Это увеличивает риск накопления долга, учитывая относительную легкость, с которой экономику можно поднять, занимая больше денег, сказал чиновник Ма Цзюнь. Ма даже предложил Пекину отказаться от общенациональных целей по ВВП и вместо этого сделать приоритетными занятость и контроль над инфляцией.
Есть еще одно потенциальное препятствие для роста Китая в предстоящие годы. В последние годы она в целом пытается уменьшить свою зависимость от Запада. (Например, ведущий производитель микросхем в Китае, SMIC, столкнулся с недавними ограничениями США на его бизнес.)
Это связано с большим беспокойством по поводу Китая. Хотя президент Джо Байден может вести с Пекином более тонкую тональность, чем Трамп, они не ожидают, что он полностью развернет торговую войну или откажется от усилий по восстановлению статуса Соединенных Штатов как мирового лидера в области экономики и торговли.