Британский блюз, блюз-рок, ритм-энд-блюз. Какие имена приходят на ум? Эрик Клэптон, Led Zep, Rolling Stones...
Всё началось раньше. В конце концов, играли же Rolling Stones у кого-то на разогреве в начале карьеры. Невозможно переоценить вклад Сирила Дэвиса и Алексиса Корнера в те первые дни британского блюза.
Сирил Дэвис и Алексис Корнер - крестные отцы британской блюзовой сцены. Их творчество было источником вдохновения и большим подспорьем для многих молодых поклонников блюза и начинающих британских музыкантов в конце 1950-х - начале 1960-х годов.
Окончив школу в 16 лет, Дэвис в начале 1950-х работал мастером по изготовлению панелей в гараже в Альпертон Мидлсекс (на запад от Лондона). И именно здесь он познакомился с начинающим музыкантом по имени Брайан Найт.
Вот что рассказывает Найт, который позже, в начале 60-х, сформировал свою группу Blues by Six: «Все началось с того, что Сирил и Алексис играли акустику в пабе Roundhouse на углу Брюэр-стрит и Уордор-стрит в верхней части города. Полное название - Roundhouse Blues and Barrelhouse Club. Дело было ещё до 1956 года. А потом, по-моему, они на время расстались.
Но Сирил остался руководить клубом, который был очень известным в то время. Там выступали такие монстры, как Мадди Уотерс, "Биг" Билл Брунзи, Спеклед Рэд. И туда приходили играть простые блюзовые парни, в их числе Сонни Терри и Брауни МакГи».
Сирил, на которого изрядно повлиял Литтл Уолтер, первое время играл на банджо и губной гармошке. Сирил с Алексисом собрали Blues Incorporated, и, как вспоминает Брайан Найт, «там был Джек Брюс на басу, парень по имени Спайк Хитли на бас-гитаре, у них играл Чарли Уоттс на барабанах, и некоторое время - Джинджер Бейкер, тоже на барабанах, то есть, в основном - джазовые барабанщики. Вообще ядром коллектива были джазовые люди, кто-то, может, думает, что Джек Брюс не был джазменом, но он им был. Он был контрабасистом - они все говорили на языке джаза, а не на языке рок-н-ролла».
Blues Incorporated были хаус-бэндом Илинг-клуба, который основали Дэвис и Корнер, и, по словам Найта, это было не слишком респектабельно и не очень полезно для здоровья: «Клубы в те дни были грязными дырами. Вы спускаетесь по ступенькам вниз, дверь находится с левой стороны, затем вы входите в небольшой коридор, тут у вас берут деньги, а дальше вы можете либо повернуть направо и пойти в бар, или вы идёте прямо туда, где играет музыка.
Двери были одна напротив другой, поэтому из бара было видно, как играет группа. В общем, когда вы идёте по коридору, бар был справа, а группа играла слева, и эта комната находилась прямо под улицей. И им пришлось повесить навес над сценой, потому что, по сути, получалось, что перекрытие протекало, и вода с мостовой попадала на усилители, всё это могло закоротить как угодно, и это пугало многих играющих музыкантов до смерти. К тому же, если даже вы не промокните там из-за дождя, то надышитесь всех этих испарений».
Вот именно в эту грязную дыру и пришел будущий основатель Rolling Stones Брайан Джонс, когда он переехал в Лондон. Он увидел, как Алексис в тот вечер играл с группой Криса Барбера. Позже Мик Джаггер и Кит Ричардс появились в Илинг-клубе, и Мик присоединился к группе Сирила и Алексиса.
Найт вспоминает, как всё это было. «Я полагаю, заглянув туда, вы бы могли подумать, что это традиционная джазовая тусовка - байковые пальто с капюшонами. Намного больше людей типа битников, чем костюмов с галстуками. Это были ребята, которые больше всего любили блюз.
Там я встретил Брайана Джонса, и Мика Джаггера, который пел на сцене. Меня с ним познакомили Алекс и Сирил. А Брайан собирал группу. Он был несколько странным маленьким парнем. И он попросил меня спеть и сыграть на губной гармошке с группой, которую он собирал, это были Rolling Stones, но в то время их так ещё не называли.
Брайан Джонс называл себя Элмо Льюис, это был его ник. Он очень хорошо играл слайдом, что-то в стиле Элмора Джеймса, и это было то, что мне реально понравилось в тот вечер. Брайан хотел заниматься чем-то в стиле Чака Берри или Бо Диддли».
По словам Найта, Blues Incorporated играли в более традиционном стиле. «Они обычно начинали с джазового материала, потому что у них в составе были духовые, Дик Хекстолл-Смит на альт-саксофоне и ещё разные чуваки менялись на тенор-саксофоне. А вообще это была реальная Чикаго-стайл бэнд.
Всё это было похоже на разновидность кантри-блюза, но сыгранного в городе, если вы понимаете, о чем я. Как Мадди Уотерс, который изменил стиль, когда он свалил из Миссисипи и уехал жить в Чикаго. Попробуйте представить себе такое звучание; я думаю, в некотором роде похоже на саунд Бобби Блэнда с джазовой ритм-секцией».
После ухода Брайана Джонса из Blues Incorporated (к тому же он утащил с собой в Stones и Чарли Уотта), Корнер и Дэвис добавили новых участников в свой состав. Лонг Джон Болдри, Арт Вуд (брат Ронни Вуда), Джек Брюс, Грэм Бонд, Пол Джонс и Джинджер Бейкер прошли через этот постоянно меняющийся состав группы.
Blues Inc также обосновались в клубе Marquee, и когда 12 июля 1962 года им предложили выступить в передаче BBC Radio’s Jazz Club, владелец Marquee Гарольд Пендлтон нанял группу Брайана Джонса в качестве разогрева. Вот так получилось, что Rolling Stones отыграли там свой первый концерт.
Несколько позже в том же году Blues Incorporated выпустили концертный альбом R&B from The Marquee, в котором сыграли Хекстолл-Смит (позже группа Colosseum), Кейт Скотт на фортепиано, Спайк Хитли на басу, Грэм Бербидж на барабанах и Лонг Джон Болдри был вокалистом. И, к сведению, прикол в том, что несмотря на название, он был записан не в Marquee, а в студии Decca в Вест-Хэмпстеде.
Вскоре после этого Дэвис отделился и основал Cyril Davies R&B All Stars; по словам Найта, «Сирил не любил саксофоны; поэтому они и расстались в конце концов. Он собрал группу без саксофонов».
Джефф Бек играл на гитаре, пианистом стал Ники Хопкинс плюс Лонг Джон Болдри, вот кто играл в этой группе до 1964 года, когда Сирил Дэвис умер от лейкемии в возрасте 32 лет. Они выпустили один классический сингл Country Line Special с завывающей губной гармошкой Дэвиса.
Вот с чего начался британский блюз. Без Сирила Дэвиса и Алексиса Корнера все сложилось бы иначе, и многие молодые начинающие музыканты не начали бы свой путь. Rolling Stones не были бы созданы, и у многих других групп и музыкантов была бы совсем другая карьера.