Несколько дней назад в разделе «Салон «Авиатор»» Геннадий Чергизов в своем посте повествующем о начале его службы на Дальнем Востоке упомянул вскользь про инцидент с нарушителем границы в г. Небит-Даг. Я был свидетелем того события. Ниже привожу свои «свидетельские показания». Чтобы предупредить вопрос каким образом я стал свидетелем, поясняю: я оказался в Небит-Даге будучи членом сборной Москвы по парашютному спорту. Наш тренер – Владимир Александрович Горбунов - легенда советского и российского парашютизма, член Совета Федерации Парашютного Спорта, судья международной категории, был приглашен для судейства соревнований по установлению мировых рекордов в прыжках на точность приземления проводимых парашютистами Войск ПВО Страны. (В советские времена военные ведомства ежегодно устраивали такие мероприятия осенью (обычно в октябре) на своих южных базах).
В 1977 году выбор командования ПВО пал на авиационный полк базирующийся в г. Небит-Даг (бывшая Туркменская ССР).
Это был полк, как полк – летное поле на краю маленького городка, ВПП и рулежки, капониры, здания служб, домик и стоянка Боевого Дужурства. Когда мы прыгали на основном аэродроме полка, наш вертолет выруливал мимо Су-15-х на стоянке дежурного звена. В разные дни они были в разных степенях готовности, но ни разу я не видел, чтобы стоянка пустовала.
Тот случай произошел в субботу 8 или 15 октября – точно не помню. Нас собрали после утренней прыжковой смены и обеда. Тема собрания - разбор прыжков и, самое главное, для проведения партийно-комсомольского собрания на тему Дадим Родине Больше Рекордов. Время было после 15 часов. Все участники сидели на веранде домика ПСС и слушали обычную нудату типа «принять, поднять и с честью нести». Молодёж боролась со сном в первых рядах - благо осеннее солнышко приятно припекало. А ветераны в задних рядах чесали языки. На аэродроме тишина - суббота после обеда, полк уже практически свернул аэродромную жизнь. Вдруг, это благолепие нарушил звук турбовинтового самолёта. Послышались комментарии, что экипажу не везёт: приходится в предвыходной день везти кого-то и куда-то. Потом раздалось замечание: звук не похож на Ан-26, а уж на Ан-12 и совсем не тянет. А гудение двигателей всё усиливалолсь – похоже было, что самолёт строил заход на посадку. Веранда была обращена в сторону ВПП, но капониры не позволяли видеть её всю. В добавок, солнце было уже достаточно низко и светило нам в глаза. Было слышно, что самолёт коснулся взлётки, потом он промелькнул между капонирами. Это был маленький турбовинтовой самолётик. Против солнца мне он виделся тёмным силуэтом. До этого я видел такие только в газетах или кино. Тут задние ряды оживились и заспорили о типе севшего аэроплана. Одни утверждали, что это был Л-410, другие говорили про Бе-30, третьи вообще о каком-то неизвестном типе. А самолёт все гудел на взлётке. Послышались шутки, мол, чувак заблудился. Стали рассказывать всякие истории про перепутанные аэродромы и приколах на рулени. Кто-то бросил
- Может это шпион прилетел?
Звук моторов усилился, самолётик взлетел обратным курсом и ушёл на юг. Позубоскалили ещё. Потом нас развели по классам на теоретические занятия. Минут через 10-15 домик задрожал от рёва двигателей взлетающих Су-15-х. Готовых самолётов мы не видели – значит дежурное звено. Опять шуточки про шпиона. А так, хрен его знает, может учения - это же ПВО.
Минут через 10 поднялись ешё две «сушки». Потом занятия кончились и мы отправились в город в гостиницу. Вечером на танцах мы встретили ребят из 2-го состава и молодёжной сборной ПВО - они были размещёны на территории полка. И те поведали нам, что пара, а потом и всё дежурное звено были подняты на перехват «того» самолётика, что газовал в раздумье на взлетке. Самое смешное, что он «раздумывал» метрах в 100 от стоянки этого самого дежурного звена. Мы не могли поверить своим ушам. С надеждой, спросили удалось ли сбить наглеца. Ребята сказали, что ни первая, ни вторая пара не смогли обнаружить его - время было потеряно. Когда же две пары организовали поиск, было уже поздно. ОН УШЁЛ!. Он ушёл с аэродрома ПВО расположенного в 400-х килотметрах от границы!
На следующий день мы не прыгали: налетело множество всяких начальников - ихними самолетами была забита вся центральная заправочная линия. Нескольких парашютистов, из числа «отчётливо видевших самолёт», вызвали для дачи показаний. Им дали толстенный альбом - каталог с самолётами такого класса, но никто не смог опознать «гостя». Потом начальники улетели, а мы начали прыгать.
Прошло время. Я пытался распрашивть знакомых ПВОшников. От них я слышал, что как будто бы всё спихнули на командира расчёта РЛС, которая по несчастью была выключена для проведения регламентных работ. Слыхал развесистую клюкву: якобы сын иранского шаха развлекаясь заблудился. Потом один человек, не из ПВО, сказал, что это был злодей из ЦРУ, проделавший такие трюки неоднократно.
Все мои расскажы об это истории дружно классифицировались как трёп.
Может быть кто-нибудь знает что это было?