Найти в Дзене
Exploring days

Маленький завод - большая история

Завод был основан в конце 19 века в 1870 году. Изначально он планировался в качестве мастерских Московско-Брестской железной дороги. В 90-е годы Прокофьев С.И. организовал здесь первый рабочий марксистский кружок. Впоследствии кружок вошел в состав "Московского рабочего союза", основными участниками которого были - А.Н. Елизарова-Ульянова, В.Д. Бонч-Бруевич, М.Т. Елизаров, Л.П. Радин. Организация насчитывала порядка двух тысяч человек. 15 января 1905 года рабочие мастерских объявили забастовку, которая была поддержана рабочими Пресни и железнодорожниками. Здесь 7 декабря 1905 года мощным заводским гудком рабочие мастерских Московско-Брестской железной дороги возвестили о начале всеобщей политической стачки и вооруженном восстании на Пресне. Гудок дал слесарь Г.Н. Розанов.

Во время революции 1917 года мастерские также выполняли ответственные поручения, и в 1926 году были переименованы в "Завод Памяти Революции 1905 года". А после он стал просто "Кросна".

Во время Великой Отечественной войны на заводе ремонтировались вагоны и танки. Так же он производил военные боеприпасы. Так же сами работники завода вели активные боевые действия на полях сражений и в партизанских отрядах, многие погибли (как и повсюду, эта война никого не оставила в стороне).

В первые послевоенные пятилетки завод ремонтировал пассажирские и специальные железнодорожные вагоны. А с 60х стал выпускать тяговое и крановое электрооборудование. После технической реформы продукцию завода стали экспортировать более чем в 30 стран мира. Многие работники производства были удостоены правительственных наград, и даже сам завод в 70 году получил орден "Знак почета". На территории завода был свой ДК, переоборудованный впоследствии в музей, стелы революционерам и участником Гражданской и Второй Мировой войн. Но все это сейчас не имеет никакого значения, ведь почти все здание отдано под аренду. И не смотря на то, что некоторые корпуса имеют историческую ценность как объект культурного наследия, группа ПИК уже занялась реновацией.

На самом деле не смог найти информации в полной мере о судьбе столь великого завода, ведь в разных источниках говорится совершенно противоположная информация. Но в большинстве своем подтверждается то, что завод будут сносить и строить на этом месте что-то совершенно другое. Ведь по решению Градостроительной-земельной комиссии разрешено построить 400 тыс. кв. м. , из которых 260 будут отданы под жилье а остальные под общественную застройку, что бы это ни значило. Да и в целом в этом квартале было много исторических зданий, которые были нещадно снесены.

Мы смогли наблюдать историю одного станка, который просто повезли на металл. На заводе сейчас снуют много рабочих, которые только тем и занимаются, что все распиливают.