Входной контроль в организациях, выпускающих продукцию военного назначения, как правило, проводится по ГОСТ РВ 0015–308–2017 «Система разработки и постановки продукции на производство. Военная техника. Входной контроль изделий. Основные положения».
Пункт 6.3 этого стандарта требует «При контроле сопроводительной документации необходимо провести проверку легитимности поставки изделий и материалов (сырья) и исключить случаи применения поддельных изделий и материалов (сырья), а также запуска в производство изделий и материалов (сырья), не соответствующих установленным требованиям, в том числе качество и происхождение которых документально не подтверждены и подлинность которых вызывает сомнение».
Требование однозначное – нужно выполнять. Если бы в этом ГОСТ были приведены определения терминов, примененных в п. 6.3, было бы гораздо проще действовать , но...
Как правило, входной контроль в организации регламентирует стандарт (инструкция, положение). Термины по легитимности в этом документе целесообразно применять по ГОСТ Р 57881–2023 "Противодействие незаконному обороту промышленной продукции. Термины и определения". Вы будете правы, если скажете, что в ГОСТ РВ 0015–308 нет ссылок на этот ГОСТ. Но. Другого нет, по области применения – подходит, а для полной безбедности существования желательно включать ГОСТ Р 57881 в договоры с поставщиками. Смотрим, что есть в ГОСТ Р 57881 по интересующему нас вопросу.
Уже понятнее. Осталось организовать проверку на легитимность. Любая проверка проводится в соответствии с какой-нибудь методикой. Её и нужно, разработать и ввести в Ваш стандарт (инструкцию, положение) по входному контролю. Там целесообразно определить, что Ваша организация считает легитимной продукцией (тоже – желательно в договор). Например, так:
«ООО «ООО» определило для применения в своей деятельности, что легитимность поставок - это документально подтвержденное соответствие поставок закупленной продукции установленным требованиям.»
Далее целесообразно включить признаки нелегитимной продукции, естественно с учетом особенностей продукции и поставщика. Это может выглядеть так:
«На этапе проверки сопроводительной документации при входном контроле к признакам сомнительной продукции и нелегитимности поставок следует отнести:
- отсутствие наименования, адреса изготовителя или товарного знака при наличии регистрации данного знака;
- отсутствие расшифровки подписей;
- отсутствие сведений о массогабаритных характеристиках продукции (если применимо);
- несоответствующие печати;
- печать и подписи, воспроизведенные копировальным устройством;
- несоответствие сведений о технических характеристиках;
- использование корректора или корректирующей ленты, изменение шрифта, размера или наклона;
- документ не подписан, не указаны инициалы, где это необходимо, слишком бледный или нечеткий (признак множественного последовательного ксерокопирования);
- текст на странице документа прерывается внезапно или количество страниц не соответствует указанному.»
Жаль, что при замене ГОСТ Р 57881–2017 на ГОСТ Р 57881–2023 исчез термин "сомнительное изделие", но - никто не запрещает включить этот термин в свой СТО без ссылки на ГОСТ, а также - в договоры на поставку.
Далее нужно расширить требования ГОСТ (никто не запрещает) и включить признаки нелегитимности не только в контроль сопроводительной документации, но и в контроль внешнего вида. Например:
«На этапе проверки внешнего вида при входном контроле к признакам сомнительной продукции следует отнести:
- отсутствие маркировки или отдельных обязательных знаков маркировки, нечеткая, несоответствующая маркировка изготовителя или явно новая маркировка на внешне заведомо не новом корпусе;
- таблички, ярлыки или метки были изменены, скопированы, отпечатаны с трафарета или закрашены; плохо держатся; неправильно расположены; содержат неполную информацию или отсутствуют;
- недействующие и нечитаемые фирменные товарные знаки;
- отшлифованные литые знаки рядом со штампованными (клейменными) отметками;
- перекрывающие друг друга штампы (клейма) или следы повторных штампов (клеймения);
- таблички прикреплены несоответствующими крепежами, например болтами вместо заклепок или заклепками вместо болтов.
- таблички выглядят старыми или потертыми, покрыты краской или выглядят новее, чем продукция;
- на табличках не хватает отметок о стандартах производителя, штампов или логотипов или имеются неправильные штампы или неподходящий шрифт;
- и так далее.»
На основании информации от изготовителей и опыта практической деятельности для каждого вида закупаемой продукции целесообразно оформлять перечни признаков сомнительной (фальсифицированной) продукции. Эти перечни стоит хранить в подразделении входного контроля постоянно в качестве документированных знаний (реверанс в сторону ГОСТ Р ИСО 9001) организации.
Само собой, в стандарте (инструкции, положении) по входному контролю нужно регламентировать порядок действий при выявлении нелегитимной продукции.
Образец стандарта организации, регламентирующий входной контроль по ГОСТ РВ 0015–308 можно посмотреть ЗДЕСЬ:
СТО 123456RW-162-2021 Система менеджмента качества. Управление закупками. Верификация процессов, продукции и услуг, поставляемыми внешними поставщиками
Образец стандарта организации, регламентирующий входной контроль по ГОСТ 24297 (для гражданской продукции) можно посмотреть ЗДЕСЬ:
СТО 8765RISO-155-2022 Система менеджмента качества. Управление закупками. Верификация процессов, продукции и услуг, поставляемыми внешними поставщиками.
На канале "СМК-консультант" уже больше трёх сотен статей. Чтобы нужный и полезный материал не прошел мимо Вас, пользуйтесь перечнем опубликованных материалов (формат Word) - посмотреть или скачать ЗДЕСЬ.