Маленькая девочка с двумя русыми косичками и с книжками в руках торопливо переходила дорогу. Её окликнула темноволосая подружка:
-Жанна, ты куда торопишься?
-В библиотеку.
-Ты же была там сегодня?!
-Была. Но я уже прочитала эти книги.
В библиотеке женщина в очках спросила:
-Что ты хочешь почитать на этот раз?
-Сказки.
-А ещё?
-Сказки.
-Но те, которые я тебе предложила, ты уже читала. Вот, почитай книгу про Ленина.
-А я не люблю читать про Ленина.
-Так нельзя говорить, - сказала библиотекарь, посмотрев строго на неё поверх очков.
Книжку она взяла, даже прочитала её, но все равно она показалась ей неинтересной.
Сейчас, вспоминая этот далекий эпизод детства, я вовсе не хочу этим сказать, что уже тогда отрицала всё, связанное с Лениным, отнюдь.
Я была воспитана, как и все в то время, на коммунистических идеях, была, как и все, октябрёнком, примерной пионеркой и хорошей комсомолкой.
Была, да и осталась настоящей патриоткой. Гордость за свою страну прочно сидела внутри меня, начиная с детских лет. Я очень гордилась, что живу в СССР, такой развитой, такой сильной державе.
Иногда я думала том, что было бы, если бы родилась где-нибудь в Африке?
О, тогда меня охватывал ужас. Я не хотела родиться и жить на Чёрном континенте. Я была счастлива, что родилась и живу в нашей стране.
А этот эпизод из детства напомнил мне только то, что я как нормальный, обычный ребенок, говорила правду. Впрочем, история с книгой про Ленина не говорит о моём отрицательном к нему отношении, о том, что сейчас перечеркивают все связанное с ним.
Я любила слушать передачу «Театр у микрофона». И вот однажды я услышала постановку про Ленина. Ни названия, ни автора сейчас я уже не помню, а вот содержание врезалось в память и осталось на всю жизнь.
Где-то в городе, занятом немцами, жил садовник, который по неизвестным причинам остался в городе. Каждый день этот садовник приходил к фасаду здания, где располагалась немецкая комендатура, и выполнял свою нехитрую работу: рыхлил почву, освобождал её от комочков земли, потом сажал рассаду, поливал. Время шло, маленькие зелёные ростки набирали силу, живительная влага помогала им тянуться к солнцу.
И вот наступил момент торжества. Ростки вобрали в себя всю энергию солнца, и произошло то, что должно было произойти: свершилось чудо - цветы распустились.
Чудо, которое происходит каждый день, свершается каждую минуту. Каждую секунду происходит то, что подчас большинство из нас не замечает. Вся площадь перед зданием немецкой комендатуры полыхнула огнем, красота алых маков потрясала.
Это были именно они, алые маки. Старый садовник знал свое дело! Немцы тоже умеют ценить красоту. И комендант сам пожелал выразить благодарность садовнику за прекрасные алые маки.
Но тут прогремел гром среди ясного неба. С высоты четвертого этажа какой-то немецкий начальник увидел не только красоту. Сверху было очень хорошо видно, что садовник старался не зря. Маки росли в форме слова «Ленин». И оно пылало, алело, трепетало, бросало вызов немецким оккупантам.
Комендант был вне себя от ярости, он весь побагровел, изрыгая ругательства по-немецки.
Куда увели садовника? Конечно, расстреляли.
Эта инсценировка потрясла меня. Я рассказала эту историю отцу, и мы с ним посадили цветы, предварительно взрыхлив землю и сделав лунки в форме «Ленин».
Потом я ухаживала за цветами, пропалывала лишние ростки, выдергивала сорняки, чтобы получилось именно слово «Ленин». Вся разница была в том, что мы с отцом посадили не маки, а ноготки, цветы оранжевого цвета. И увидеть их с высоты, как в спектакле, я не могла.
Достаточно того, что столь детское впечатление осталось на всю жизнь.