Иногда при сочетании двух несовместимых ингредиентов получается нечто прекрасное. Это правило работает во многих сферах, в том числе и в литературе.
Есть фантастика — там роботы, космические корабли, виртуальная реальность. Есть фэнтези — там рыцари, драконы и магия. Казалось бы, жанры совершенно разные, и точек пересечения почти не найти. Но есть писатели, которые смело стирают границу, и бывает сложно определить, к какому именно направлению стоит отнести роман. Сегодня рассказываем о нескольких ярких тому примерах.
«Князь света» Роджера Желязны

Роджер Желязны никогда не был сторонником простых воплощений жанра. Даже для фантастики его романы пестрят оригинальными решениями, зрелищными деталями и глубоким символизмом. Сложно поверить, что «Князь света» вышел в 1967 году, больше полувека назад. Но эту немыслимую смесь научной и космической фантастики с фэнтези, основанным на мифологии индуизма, Желязны действительно написал еще на заре своей карьеры.
Итак, космический корабль «Звезда Индии» основывает колонию в другой звездной системе. Победив большинство существующих на планете форм жизни, люди провозглашают их демонами, а себя — богами. Технологические возможности позволяют «богам» поддерживать бессмертие, перенося свои сознания в новые тела, а также открывают особые возможности. Таким образом первые поселенцы сохраняют власть над потомками, заставляя поклоняться себе и жестоко пресекая попытки развития прогресса среди простых людей.
Фантастика о России, написанная иностранцами
Научная фантастика, религия и философия — все это сплелось здесь в тугой клубок. Желязны относится к выбранной культурологической базе предельно уважительно, в то же время обыгрывая ее смело и изящно. Главный герой, Сэм — новый Сиддхартха, который собирается жить среди людей и бороться за них с бывшими товарищами, первыми поселенцами. Они забыли, за что сражались. И пусть у них есть своя правда — у всех персонажей она имеется, здесь нет «просто злых» — она ведет к застою. Пожалуй, конфликт между «безопасным» консерватизмом и риском познания можно назвать центральным в книге.
Кроме этого в «Князе света» восхищает уровень проработки мира, все детали нового быта на другой планете, управляемая «богами» реинкарнация и элементы твердой научной фантастики. И «узелки», которые привязывают эту картину к мифологическому фундаменту, созданному самими персонажами-богами. Захватывает и идея, как люди повторяют знакомые им картины, когда строят собственный мир. Что наши корни всегда остаются с нами. Но обречены ли мы повторять ошибки?
«Падение» Нила Стивенсона

Стивенсон никогда не был писателем, который играет по правилам. Он делал то, что любит, что кажется ему правильным и интересным, подбирал метафоры, которые нестандартны, но подходят тому или иному его творческому высказыванию. Он воспевал торжество науки и критиковал общество различными способами. Мы обязаны ему второй волной популярности киберпанка, и со временем даже книги, которые он считал странными и экспериментальными, нашли множество поклонников. Когда кажется, что планка ожиданий становится непомерно высока, он просто меняет правила, создает то, чего никто от него не ждет. Нечто новое и удивительное. Таким романом оказалось и «Падение».
По собственному определению Стивенсона, это «высокое фэнтези, встроенное в технотриллер». Значительная часть книги разворачивается в цифровом посмертии, которое герой медленно создает по образу и подобию обрывочных воспоминаний о реальности. Где-то Библия, где-то «Властелин колец», где-то вообще греческая мифология. Это немного переосмысленные легенды о создании мира, фантазия на тему классических сюжетов, где только читатель знает, что все «не по-настоящему». Герои романа просто участвуют в событиях эпического масштаба, сражаясь за то, во что верят.
От дополненной реальности к фейковым новостям: пять превью будущего от фантаста Нила Стивенсона
А начинается все с того, что главный герой, Ричард «Додж» Фортраст, умирает. Он оставляет завещание: отсканировать