Найти тему

Её называли: "Женщина-праздник, женщина-фейерверк...."Ирина Зарубина. Как сложилась судьба популярнейшей актрисы

Оглавление

Между личной жизнью и работой она всегда выбирала любимый театр. В кинематографе откровенно эксплуатировали ее внешность простой русской бабы. Многогранность своего таланта Ирина Зарубина могла проявить исключительно на сцене.

Детство

-2

Девочка, родившаяся еще до революции в семье казанского адвоката, была общительной и музыкальной. Вот точные науки ей не давались. Однажды учитель физики после неудачного ответа на уроке послал ее в лицедеи. Этот ли «совет» или более ранние личные стремления привели Ирину в Казанское театральное училище, неизвестно.

Ленинград – навсегда

-3

Целеустремленную девушку не устроило качество преподавания, и в конце 20-х годов она перебралась в Ленинград, поступив в техникум сценического искусства (будущий ЛГИТМИК).

После его окончания Ирину Зарубину взяли в театр профсоюзов (ТЛОСПС). Начинающая актриса с таким упоением играла Варвару в «Грозе», что сама казалась «Лучом света», а вовсе не Катерина. В этой роли ее увидели создатели экранной версии пьесы Островского. По пробам она обошла 12 других претенденток. Киношный образ значительно отличался от сценического и Ирине какое-то время приходилось «раздваиваться».

1. "Сын народа", 1938 год 2. "Чемодан с наклейками", 1961 год
1. "Сын народа", 1938 год 2. "Чемодан с наклейками", 1961 год

В 1935 году Зарубину пригласил в театр Комедии Николай Акимов, обновлявший труппу. Ирина осталась там на всю жизнь. На новой сцене она стала играть не только русских баб и советских женщин, но и классический репертуар:

«12 ночь»;

«Собака на сене»;

«Школа злословия»;

«Давным-давно»;

«Поднятая целина»;

«Женитьба»;

«На всякого мудреца довольно простоты» и другие постановки.

1. "Гроза"(1933),3 2. "Иудушка Головлев" (1933)
1. "Гроза"(1933),3 2. "Иудушка Головлев" (1933)

В кинематографе самым урожайным оказался 1938 год:

«Враги»;

«В людях»;

«Друзья»;

«На границе»;

«Петр Первый».

1,2 - "Подруги" (1935)
1,2 - "Подруги" (1935)

Дальше съемки были не частыми, образы – эпизодическими, однотипными, как правило, старше фактического возраста.

«Василиса прекрасная»;

«Два друга»;

«Разные судьбы»;

«Капитанская дочка»;

«Первый троллейбус»;

«Деревенский детектив» и еще 5 картин.

1. "Петр Первый" (1938) 2. "В людях" (1938)
1. "Петр Первый" (1938) 2. "В людях" (1938)

В театре же за любимого режиссера актриса была готова биться даже с советской системой. Когда Акимова обвинили в формализме и других «грехах», именно Ирина Зарубина писала во все инстанции, добиваясь справедливости. Интересно, что это ей удалось. Режиссера вернули. Коллеги по сцене называли её :"Женщина-праздник, женщина-фейерверк...." Актриса дружила и с женой Акимова – Еленой Юнгер, хотя играли они одни и те же роли в разных составах:

«Обыкновенное чудо»;

«Мирные люди»;

«Ревизор»;

1. "На границе" (1938) 2. "Василиса Прекрасная" (1939)
1. "На границе" (1938) 2. "Василиса Прекрасная" (1939)

«Четверо под одной крышей»;

«Чемодан с наклейками»;

«Зеленый кузнечик»;

«Гусиное перо»;

«Свадьба Кречинского»;

«Профессии миссис Уоррен».

На 60-летний юбилей режиссер подарил ей портрет собственного письма – в молодости он начинал, как художник, даже устраивал выставки.

1. "Разные судьбы" (1956) 2. "Авария" (1965)
1. "Разные судьбы" (1956) 2. "Авария" (1965)

Личная жизнь

В 1938 году Ирина Зарубина на премьерном показе «По щучьему веленью» познакомилась с режиссером Александром Роу. Чувства нахлынули на обоих. Брак был внезапным и противоречивым. Ирина не представляла себя вне любимого театра и Ленинграда, ставшего родным. Роу был типичным москвичом, да еще в постоянных разъездах по съемкам.

1, 2. - "Деревенский детектив" (1969)
1, 2. - "Деревенский детектив" (1969)

Конечно, режиссер сделал для супруги роль купеческой дочери в новой сказке «Василиса прекрасная». Знакомые свидетельствовали, что жена помогала Роу и в доработке сценария. Ирина уже была беременна дочкой Катей, но в широких сарафанах это было абсолютно незаметно.

Дальнейшие встречи были короткими. Особенно Ирине было неудобно вырываться на 1-2 дня, потом мчаться на репетиции. Роу пытался вытащить ее в Москву, договорился с просмотрами в МХАТе и Малом театре, но не заманил этим жену.

В годы войны Театр комедии и студию Роу вывезли в Таджикистан, но даже это не могло сблизить супругов. По возвращении из эвакуации они развелись.

-11

В дальнейшем поклонники у актрисы были, но до полноценных отношений дело не доходило по одной необычной причине. Зарубина по доброте душевной пригрела после войны бездомную старушку, прописала ее на своей жилплощади. Нищенка быстро освоилась и превратилась в домашнего тирана, изгонявшего всех новых претендентов на члена ее семьи.

Единственный, кого не позволила удалить из своей жизни Ирина, литератор Анатолий Миллер. В гражданском браке с ним актриса прожила до конца жизни. Скончалась она в мае 1976 года в возрасте 69 лет.

Мне Важно мнение каждого моего читателя! Подписывайтесь на мой канал, пишите комментарии и жмите класс!