Найти тему
АвтоДвиж

Каких автобусов купили больше всего в 2020 году

Недавно агентство «Автостат Инфо» опубликовало данные по продажам автобусов в России по итогам 2020 года. Точнее, в «Автостате» считают не продажи, а случаи первичной постановки транспортных средств на учет. Что даже лучше, ибо точнее отражает картину автотранспорта, который поступает именно в непосредственную эксплуатацию на территории РФ. Так вот, несмотря на все эти пандемические ограничения прошлого года, автобусный рынок не умер. Да, продажи снизились, но в сумме – всего на 5%, то есть на величину мизерную.

Если сильнее углубиться в детали, то можно заметить, что продажи малых автобусов частникам и небольшим перевозчикам пострадали на самом деле серьезно. Свидетельством тому – снижение продаж у ПАЗа аж на четверть. Зато очень активизировались закупки больших и средних автобусов за федеральные деньги в рамках программ по обновлению пассажирского транспорта. Более того, заказы из Москвы и Подмосковья позволили ЛиАЗу и НЕФАЗу довести продажи техники до максимальных показателей за всё последнее десятилетие. А если сказать точнее, то Нефтекамский автозавод вообще никогда раньше за всю свою историю ещё не выпускал такого количества городских автобусов за один год! Вот вам и кризис… А теперь предлагаю изучить подробнее, автобусы каких марок и в каких количествах вышли на российские дороги в 2020 году. Начинаем с самых популярных и идем далее по ниспадающей.

1. ПАЗ: 6109 шт.

У Павловского автобусного завода широкий модельный ряд, включающий технику трех разных поколений. Причем самыми популярными до сих пор остаются автобусы самого старого семейства «3205». Конкретно автобусов ПАЗ-32053 и ПАЗ-32054 поставили на учет 3029 штук, «полноприводников» ПАЗ-3206 – 120 штук, удлиненных ПАЗ-4234 – 936 штук. Автобусов семейств «Вектор» и «Вектор NEXT» в модификациях длиной от 7,6 до 8,8 метровпродали 1907 штук, а их же, но в коротких 7-метровых модификациях – 116 штук.

2. ЛиАЗ: 2455 шт.

Тут без неожиданностей: самые популярные машины – низкопольные и полунизкопольные версии из семейства ЛиАЗ-5292. Вместе с электробусами ЛиАЗ-6274 той же размерности их зарегистрировали 1792 штуки. «Коротышей» ЛиАЗ-4292, всё активнее проникающих в регионы, передали покупателям 367 штук, а «гармошек» ЛиАЗ-6213 – 236 штук. Остальное – 23 рестайлинговых «полунизкопольника» ЛиАЗ-5293, 22 «междугородника» ЛиАЗ-5256 и 15 «туристов» ЛиАЗ-5291.

3. НЕФАЗ: 1748 шт.

Указанная цифра касается вообще всех городских, пригородных и междугородных автобусов НЕФАЗ-5299, а также электробусов КАМАЗ-6282, но не включает в себя вахтовые автобусы на полноприводных шасси камских грузовиков.

4. МАЗ: 667 шт.

Надо сказать, что 2020 год для Минского автозавода также сложился в РФ на редкость успешно: давно уже белорусы не продавали здесь столько автобусов. Самыми популярными были низкопольные автобусы МАЗ-203 (242 шт.), за ними – более старые «низкопольники» МАЗ-103 (166 шт.), потом – миди-бусы МАЗ-206 и МАЗ-226 (125 шт.) и «гармошки» МАЗ-215 и МАЗ-216 (104 шт.). В сильно меньших объемах поступали МАЗ-231 (18 шт.) и МАЗ-251 (9 шт.). Остается упомянуть про пару экземпляров новейших МАЗ-303 и один переднемоторный МАЗ-256 – видимо, купленный кем-то в РБ подержанным.

5. КАВЗ: 421 шт.

У Курганского автобусного тоже в целом всё хорошо. И пусть снизился спрос на «Авроры» (длинных КАВЗ-4238 продали 240 шт., а коротких КАВЗ-4235 – и вовсе только 26 шт.), но пришла на выручку городская газовая модель КАВЗ-4270, которых только в Кемерово заказали сразу 119 штук. Всего же «семидесяток» за год поставили на учет 155 штук.

6. ВОЛГАБАС: 311 шт.

За эту компанию, имеющую два сборочных завода в Волжском и Владимире, весь год было тревожно. В какой-то момент даже показалось, что может рухнуть. Но устояла, хоть в составе собственников теперь произошли серьезные изменения. Зато «под крышей» новых совладельцев сбыт автобусов наверняка наладится –они ж теперь будут продавать часть автобусов фактически сами себе )) Если же говорить о цифрах, то они такие: на одиночную городскую модель «СитиРитм-12» пришлось 209 регистраций, на сочлененную «СитиРитм-18» – 28, на машины семейств «Серпантин» и «Дельта» – 72.

7. Yutong: 270 шт.

В модельной детализации по всем китайским автобусам в «автостатовских» материалах хватает путаницы, поэтому её приводить смысла нет. Так что принимаем к сведению, что «Ютонгов» всех моделей продали 270 штук, что аж вполовину меньше количества, реализованного годом ранее.

8. Higer: 164 шт.

Higer KLQ6128LQ
Higer KLQ6128LQ

Аналогично: оперируем только общей цифрой и констатируем, что продажи снизились за год на треть, поскольку в 2019-м в России поставили на учет 255 «Хайгеров».

9. СИМАЗ: 151 шт.

Маленький автобусный заводик, выпускающий в Ульяновске конкурентов «пазикам», только на шасси ISUZU – это детище тех же людей, что занимались когда-то сборкой китайских «Фениксов». Кроме собственно грузовиков, на том же шасси BAW Fenix ульяновцы строили и автобусы с кузовами собственной конструкции, которые продавали под брендом BAW Street (модель 2245). А когда вся затея со сборкой китайских грузовиков накрылась медным тазом (по-русски говоря, когда компания обанкротилась), то уже в рамках нового юрлица те же люди подкатили под кузов BAW Street новое шасси. Так родились автобусы СИМАЗ-2258, которые теперь выпускаются уже в нескольких модификациях – для города и пригорода, с обычным полом и низкопольной задней площадкой, с дизельным и газовым двигателем. Региональные власти в минувшем году оказали поддержку предприятию, заказав сразу 70 машин, так что по итогам 2020-го СИМАЗ даже показал рост продаж на 3%.

10. MAN: 133 шт.

MAN Lion’s Intercity
MAN Lion’s Intercity

Когда представители всех и без того немногочисленных иностранных брендов подсчитывали потери на российском рынке за 2020 год, MAN умудрился нарастить продажи своих ни разу не дешевых машин аж на 62%! Круто, что сказать. Из общего количества 112 единиц пришлось на «междугородники» и «туристы» Lion’s Intercity и Lion’s Coach, а 21 единица – на городскую модель Lion’s City.

11. LOTOS: 116 шт.

Не смотрите на латиницу: это не иностранцы, это наш проект, российский. Его ведет фирма «РариТЭК» из Татарстана, занимающаяся изготовлением газомоторной техники. Первым автобусным проектом РариТЭКа стала 8,8-метровая модель LOTOS-206: фактически это был кузов автобуса МАЗ-206, в который ставили китайский газовый двигатель Yuchai. В 2020 году таких автобусов татары продали 35 штук. Следом, пару лет назад, появилась новая модель LOTOS-105 – уже 10,5-метровая. Она представляет собой кузов китайского автобуса Foton, в который на РариТЭКе монтируют тот же газовый движок Yuchai (в линейке Foton аналогичной машины нет). А уже в 2020-м предприимчивые татары сертифицировали и дизельную версию LOTOS-105 – тоже с мотором Yuchai. Всего в прошлом году смогли продать 81 автобус LOTOS-105.

12. Golden Dragon: 69 шт.

Golden Dragon XML6126JR Triumph
Golden Dragon XML6126JR Triumph

У этой китайской марки в России – то взлеты, то падения. 15 лет назад она была первой из числа «китайцев», кто начал поставлять в нашу страну действительно приличные туристические автобусы большой вместимости (хотя до этого тоже успела «сесть в лужу» с поставкой маленьких переднемоторных «пазикозаменителей», которые у нас развалились в первый же год). После кризиса’2008 о «Драконах» несколько лет было не слыхать, потом они снова зашли на рынок и даже начали успешно продаваться. Но в 2019-м у них возникли проблемы с Росстандартом из-за «кривого» ОТТС на одну из популярных среднеразмерных туристических моделей (в прошлом году одобрение, в конце концов, аннулировали). И продажи в том же 2019-м опять резко упали, после чего пока еще так и не успели вновь набрать обороты.

13. ZhongTong: 64 шт.

Zhong Tong 6127 Compass
Zhong Tong 6127 Compass

Если кто еще не выучил, эта марка правильно произносится «ЧжунТун». У нас пробуют продавать и простенькие городские автобусы этого бренда, и довольно крутые туристические. И в 2019-м дела у импортеров шли хорошо – тогда нашли покупателей на 140 машин. В этом году из-за пандемии спрос на «ЧжунТуны» упал вполовину.

14. Неман: 62 шт.

Неман-420224
Неман-420224

Когда-то завод в белорусском городе Лида начинал с городских автобусов типа ЛиАЗ-5256, которые затем самостоятельно модернизировал. Сейчас этот завод является структурным подразделением МЗКТ и занимается изготовлением небольших автобусов с оригинальными полукапотными кузовами на шасси IVECO Daily (в гамме есть и городские «маршрутки», и «междугородники»). За минувший год спрос на них в России снизился на треть.

15. King Long: 43 шт.

King Long XMQ6900
King Long XMQ6900

Очередной производитель туристических автобусов большой и средней вместимости. Машины неплохие, но в 2020-м мало кому нужные: спрос снизился аж на 69%.

16. IVECO France: 25 шт.

Это те машины, которые раньше носили бренд Irisbus. У нас продается единственное семейство «междугородников» Crossway и Evadys, продажи которых упали за год с 42 до 25 штук. К слову, с названием смешно получается. Марка автобуса по ОТТС звучит как IVECO France, то есть «Французский ИВЕКО». А выпускаются данные модели в Чехии ))

17. Mercedes-Benz: 11 шт

Дорогие «Мерсы» у нас уже давно не покупали массовыми тиражами, но и такого низкого результата тоже давно не было. Если что, в 2019-м продали хотя бы 19 машин. Нынешние 11 – это туристические и междугородние модели Tourismo и Intouro.

18. Scania: 9 шт.

Scania Touring
Scania Touring

А у шведов – еще хуже дела. Хотя ведь когда-то у них даже был свой автобусный завод в Питере…

19. Ankai: 8 шт.

Ankai A9 HFF6124KA
Ankai A9 HFF6124KA

Каким-то чудом на падающий рынок забрались продавцы китайских «междугородников» Ankai. Помню их на выставке Busworld 2018 года. Хотя, по-моему, они предлагали свои автобусы тогда по каким-то совершенно демпинговым ценам - видимо, вот и ответ, откуда взялись хоть какие-то продажи машин нераскрученного китайского бренда.

20. Hyundai: 5 шт.

Hyundai Universe
Hyundai Universe

Корейцы остались в России с единственной моделью большого «туриста» Universe, которая когда-то была у нас очень популярна, а теперь не находит сбыта совершенно. А аналогов прежнего бестселлера Hyundai County у нас уже давно не предлагают совсем. Даже удивительно, как можно было так легко «сдать» рынок, на котором Hyundai имел в России сильные позиции.

Вот такая, в целом, картина. Там в статистике есть еще несколько фирм с продажами по 1-2 автобуса в 2020 году, но их я даже не вижу смысла упоминать. А читателям предлагаю в комментариях дать оценку тем новым автобусам, которые появились в прошлом году конкретно в вашем регионе. Что за модели, чем понравились, а чем они вам не понравились?

Также читайте у меня на канале о том, сколько и каких ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ купили россияне в 2020 году, а также рекомендую статьи со статистикой ПРОДАЖ ГРУЗОВИКОВ в РФ в 2020 году и ПРОДАЖ ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ.