Найти в Дзене
Гафуров Фергат

ф-22, универсальная пушка, гениальное творение Грабина, им же и преданное

Сегодня данное орудие чаще связывают с именем маршала Тухачевского, как одно из его сумасбродств. Но стоит отойти от существующих штампов и картина смотрится немного иначе.

Ф-22-первое орудие полностью сконструированное советскими конструкторами по заказу военных, уже одно это ставит его на один уровень с лучшими образцами отечественной артиллерии. Создано оно было под личным контролем наркома тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе. именно в его наркомат входили все конструкторские бюро и предприятия военной промышленности и лично одобрен товарищем Сталиным. Как видим сумасбродством одного человека здесь и не пахнет, а значит должны быть более веские причины создания дивизионной пушки способной вести зенитный огонь.

Итак специалисты и мы все знаем, что война на восточном фронте велась на средних и малых высотах, штурмовиками и пикирующими бомбардировщиками. Но вплоть до начала войны примером был западный фронт, где авиация летала на высотах выше средних, куда не достигали выстрелы малокалиберной зенитной артиллерии. Именно этим и было обусловлено создание высотного истребителя МИГ-1. Создание же зенитной пушки большого калибра продвигалась с трудом. Войска от авиации летающей на больших высотах оставались фактически беззащитными. Данный проект был компромисс между нет и надо.

Грабин смог создать гениальное творение: пушка способная создать заградительный зенитный огонь(именно такая задача и ставилась перед ЗА, даже с приходом более совершенных приборов наведения) по фронту в радиусе 60 градусов. Имела большую начальную скорость снаряда, чтобы уничтожать укрепления противника и танки противника. Вести противоартиллерийскую борьбу на расстояниях свыше тринадцати тысяч метров, дальность стрельбы дивизионной гаубичной артиллерии вероятного противника, сама оставаясь вне зоны поражения. Угол возвышения и раздельное заряжение позволяло вести гаубичную стрельбу. Можно было использовать любой боеприпас калибра 76.6 мм имеющийся в запасах, начиная от картечи периода первой мировой войны и заканчивая термитами, создающими при взрыве температуру 2500 градусов( температура плавления танковой брони 1300 градусов)

При всех достоинствах было и множество недостатков. Сложность производства как всего орудия, так и ствола в частности. Оборудование не было приспособлено для нарезки канала удлиненного ствола и по некоторым данным на 9 бракованных выходил один качественный, были проблемы и с откатным устройством ствола. Но похоже даже это наркомат считал оправданным. Военные как одну из недостатков считали и низкую маневренность орудия. По сравнению с предыдущими и последующими орудиями данного типа это так, но для дивизионной пушки с теми заданными характеристиками оно имело вполне достаточную подвижность, вполне себе устраняемую.Например румыны не долго думая устанавливали трофейные Ф-22 на наши же Т-60 создавая самоходки. немцы также создавали САУ без переделки. Последние расточив камору и установив ствол нашей пушки на обычный лафет создали лучшую немецкую, а по некоторым данным и лучшую за все время второй мировой войны, противотанковое орудие. Всего было выпущено около 3000 орудий.

У нас же после ареста Тухачевского и смерти железного наркома Орджоникидзе, поменялась тенденция. Пошли по пути упрощения дивизионной артиллерии, фактически приблизив ее по характеристикам к полковой, более маневренной, но в результате потеряв все те тактико технические характеристики, что были описаны выше. Грабин вместо того чтобы защищать свое детище. а он уже имел достаточный вес и поддержку Сталина, пошел на поводу у новых тенденций. В результате после неудачи с УСВ, создал гениальную дивизионную пушку ЗИС-3 и противотанковое орудие ЗИС-2, опередившее на несколько лет свое время. Но ЗИС-3 при всех его выдающихся данных по технологичности производства, маневренности и простоте стрельбы и обслуживания, по ТТХ на порядок уступал Ф-22. являясь скорее орудием ближнего боя, этакой усиленной заменой полковой артиллерии.. Бороться же с гаубичной артиллерией приходилось нашим гаубицам. Вся беда только в том , что на наши 16 дивизионных гаубиц приходилось от 45 до 64 у противника. И если бы не набирающая силу реактивная артиллерия РККА и выдающаяся корпусная артиллерия, еще одного гениального конструктора Петрова, нашим сухопутным войскам было бы совсем внемоготу.

Когда наши войска перешли в наступление и надо было разрушать долгосрочные оборонительные сооружения и вдобавок столкнулись с тяжелыми танками немцев, оказалось что мобилизационного резерва нет, который мог бы подпереть недостаточно пробивную мощность ЗИС-3. Фактически около года длились поиски оптимального оружия способного одинаково поражать тигры противника и разрушать оборонительные сооружения. Пришла опять таки на помощь корпусная артиллерия, а ведь могло быть все иначе. Ф-22 имела огромный модернизационный потенциал, что показали немцы, но увы технология была уже потеряна. Если бы параллельно выпускались модернизированный Ф-22, без всяких зенитных премудростей, ЗИС-3 и гаубица М-30, советская дивизионная артиллерия была бы непобедимой.

.