Найти в Дзене
О кино

Москва слезам не верит

Про Катю. Нельзя утверждать, что Катя добивается грандиозного успеха в карьере благодаря исключительно своим способностям: много кто имеет способности посильней, но не становится директором большого завода, здесь нет закономерности, и чаще всего судьбу определяет цепь случайностей. К примеру, Катя не имеет ребёнка-инвалида просто потому, что ей повезло... И как ни странно, но ей также сильно повезло, что она не связала свою судьбу с этим «шарманщиком»!..

Вместе с тем, очень хорошо, что фильм выстраивает здесь прямую логическую последовательность: способности – цель – труд – результат. В этом правильный воспитательный элемент сюжета. (Правда, выполнен в стиле «Джонни, сделай мне монтаж», в результате чего 20 лет жизни проходят заочно, а ведь именно они, – самые трудные, – и дают тот конечный результат).

В плане везения и невезения, заслуг и воздаяния, у меня к фильму серьёзные претензии. Если с условно несчастным Рудиком всё логично и понятно, то совершенно нелогично везение Катерины: она тайно встречается с женатым мужчиной и фактически участвует в разрушении чужой семьи. Это однозначно безнравственный поступок. И хотя он подаётся здесь больше для комичности, но остаётся без каких-либо последствий. Тут подходим к голой правде о Катерине, которой зритель всё равно продолжает сочувствовать: коварная женщина, хищная разрушительница чужих браков, оставляющая чужих детей сиротами в неполных семьях, эгоистичная, подлая, безжалостная, безнравственная. Только по одному этому эпизоду Катерина ничем не лучше Рудика, такая же мразь, если не хуже. И кто знает, что ещё осталось за кадром?..

Про Гошу. Его история женатой жизни крайне подозрительная: она – «прекрасная женщина», у него – «практически нет недостатков»; отношения этой пары странные: они оба хорошие, но – в разводе. В показанном нам на экране мире тотального неустройства в личной жизни эти двое похожи на зажравшихся свиней, небрежно разбрасывающихся подаренным судьбой шансом. При этом бывшая жена уже в новом браке, и – счастлива. Стало быть, с Гошей она счастлива не была, и, стало быть, при всех своих достоинствах Гоша почему-то оказался не в состоянии обеспечить счастье любимого человека. Что тут не так?.. Позже Гоша вскользь сообщает, что «нахлебался» отношений, когда жена по положению или зарплате выше мужа, но здесь не уточняется, было ли это с его женой, возможно, – у его родителей или знакомых. Самое простое и логичное объяснение, – с его женой. Пусть так. В таком случае рецидив для Гоши категорически неприемлем, и в своих решениях и действиях он будет исходить из этого. Но! – в конце концов он пренебрегает этим принципом, наука не идёт впрок.

И если Катя – «я страдала, страданула», и уже только поэтому, с точки зрения логики, достойна компенсации, то Гоша вообще не пострадал в семейной жизни и даже отверг имевшееся счастье. В этом случае его не за что награждать и премировать вторым шансом, в своём одиночестве он виноват сам. Я не вижу моральных оснований сочувствовать такому человеку.

Кроме того, Гоша настолько уверен в собственной идеальности, что ему впору целовать своё зеркальное отражение и возлагать к нему цветы, – ведь кто, как ни он сам, сможет по достоинству оценить все свои таланты и величие! Гоша показан зрителю как божество, сошедшее с небес в подлунный грешный мир, чтобы своим снисходительным прикосновением к этим мелким людишкам подарить им чуточку счастья и сказки: лишь одним движением руки он совершает любое чудо – раскидывает группу хулиганов, организует ужин из топора, обеспечивает уникальными разработками целый научный институт, а доктора наук хором поют ему осанну... Он слишком приторный, слишком правильный, слишком самоуверенный... В сущности, он какой-то противоестественный.

Вместе с тем, монумент гошиного величия даёт трещину, как только близкий человек без его санкции оказывается выше по статусу. Это немедленно низвергает его с виртуального пьедестала в собственном сознании в бессмысленный омут многодневного одиночного запоя. Облик Гоши-сверхчеловека разом блекнет: он начинает действовать разрушительно, не может принять никакого рационального решения, не может справиться с собой и видит единственный выход в алкоголе. Супергерой мгновенно сдувается (его реально сдувает со стола!), позолота осыпается, проступает плесень бытовой банальщины, сочится гной отчаянья... Чем бы это закончилось, если бы не сказочное везение с другом?..

Что тут характерно: Гоша не исправляется, не превозмогает себя, его лишь ловко «тычут мордой» в тот факт, что случившееся – недоразумение, с чем невозможно спорить. Только это позволяет Гоше восстановить внутреннее равновесие и вернуться на пьедестал, который он вовсе не собирается освобождать в дальнейшем (о чём он честно предупредил ещё в начале отношений).

Следовательно, Катерине придётся как-то уживаться с божеством, в то время как она сама – та ещё строптивая коза! Очень быстро Катя осознает, что живёт со слесарем (пусть очень хорошим, но – слесарем), который при этом мнит себя богом и пытается насаждать вокруг счастье только в понятном и приемлемом ему формате...

Умение быстренько «сочинить» ужин – это не то, за что женщина будет любить мужика, и не за то, что он складно рассказывает про капусту Диоклетиана. Семейное счастье – это постоянный труд над собой, постоянная балансировка и игра в поддавки с твёрдым намерением сохранить отношения во что бы то ни стало, и по возможности улучшить их со временем. А в этой противоестественной паре как минимум один заранее твёрдо заявил, что не поменяется никогда.

Но зрителю хочется сказки, и он её получает: золушка дожидается своего принца. А дальше – лучше этого не видеть, там всё ясно заранее. Я не чужд романтике, но всё же реалист.

9 из 10