Здравствуйте друзья! Решил полностью опубликовать свой очерк о Салбыкском кургане.
Я давно мечтал посетить музей под открытым небом: Салбыкский курган. Рядом живешь и не видишь жемчужину долины царей, от Усть-Абакана до музея около пятидесяти километров.
Наступил август. Из Екатеринбурга приехали долгожданные гости: брат, невестка и племянница, а я как гид решил показать им красоты солнечной Хакасии.
Рано утром прошёл дождь. В одиннадцать часов мы двинулись в путь. Колеса «джипа» катились по влажному асфальту… Я глядел в окно, мимо проплывали столбы метров, ползли стога сена, закрученные в тюки, выглядевшие как улитки. Нас ожидал поворот на грунтовую дорогу.
Вторую неделю Хакасию заливают дожди, будто кто-то небо изрешетил. Минусинская котловина. Пока сильный ветер не подует – перемены погоды и не ждите.
Мы свернули на грунтовую дорогу. За двенадцать дней проливные дожди сделали из нее – трассу для ралли. Брат боялся застрять в грязи, – мы объезжали лужи, сворачивая на зеленый ковыль.
Добрались…
Подъехали к воротам музея. Вышли из «джипа».
С запада дул теплый ветер, изумрудный ковыль кивал белой головой, приветствуя гостей. Слышны трели жаворонков:
Чрр-ик, чрр-ик, чрр-ик.
Тучи уходят на восток. В небе парит молодой беркут: с белым опереньем на каймах крыльев, будто рассматривает гостей, охраняя долину царей. Выглянуло солнце. На узких листьях ковыля играет роса, словно скопление драгоценных камней.
К нам подходит пожилой мужчина.
— Добрый день. Я – ваш экскурсовод. Зовут меня Василий Георгиевич Боргояков.
Благодаря ему, власти Хакасии взяли под охрану Салбыкский курган, он стал музеем под открытым небом. В двадцати шагах от кургана срублены две восьмигранные юрты, в одной из них ночуют сторожа.
Василий Георгиевич ведет нас… У входа в музей стоят четыре менгира, каменная ограда опоясывает царский холм.
Гид рассказывает: «Когда археологи вскрыли захоронение, то обнаружили мумию царя – это был пожилой мужчина, монголоид с признаками европеоида. У царя переломано несколько ребер, покалечены ноги. Старец правил в пятом веке до нашей эры, его государство простиралось от Черного моря до великой китайской стены».
В наше время курган смотрится, – небольшой холм, до раскопок выглядел как пирамида высотой до двенадцати метров. У входа в курган стоят: камень в виде рукояти меча, обвешанный разноцветными лентами «чалама». Другой менгир похож на колчан.
Василий Георгиевич объясняет: «Археологи вытолкнули землю за каменную ограду и раскопали захоронение».
Мы поворачиваемся налево. Там стоят два камня, один – щит, другой – боевой топор: чекан.
Интересная экскурсия приближается к концу. Переминаясь с ноги на ногу, спрашиваю у Василия Георгиевича:
— Можно присесть? Ноги устали.
— Отдохните, – с участием ответил гид и продолжил рассказ.
Сел на широкий камень из ограды кургана. Чудно, но я чувствовал тепло камня. Слушая Василия Георгиевича, радовался и гордился страной, республикой, переживал... Жаль, что Стоунхендж знаком всему миру, а наш Салбыкский курган, современник Будды и Конфуция, – малоизвестен.
Затем мы вошли в восьмигранную, деревянную юрту. Там выставлены: одежда и оружие воинов тагарской эпохи, макет кургана и книги.
Мы сели в «джип». Нас провожал беркут, витая над долиной царей.
Посетите Салбыкский курган, не пожалеете!