В позапрошлом году недалеко от моего дома снесли гимназию. Обещали быстро построить новую и мы уже тревожились о том, что стройка не даст нам покою. Но стройка как-то зависла. Территорию расчистили, кое-где срубили деревья, всё огородили железным забором, да так и забросили. Людям надоело обходить пустырь, забор сломали сначала в одном месте, потом в другом. Появилось несколько тропинок. За весну и лето прошлого года пустырь зарос сорными травами, лебедой, репейником, казалось бы — какой непорядок, как некрасиво, не благоустроенно. Но пустырь этот оказался великолепным подарком для птиц. Кого только ни видела я там летом и осенью — и садовых камышовок, и горихвосток, и славок, и пеночек, и трясогузок, и зябликов, и щеглов, и зеленушек, и чижей, и вьюрков!
А вот эти красавцы, черноголовые щеглы, периодически навещают пустырь с конца прошлого лета. А последний раз я их встретила сегодня. А вот видео щеглов под снегопадом на том же пустыре.
Мы привыкли считать пустыри чем-то лишним в городе. В новостях то и дело читаешь: там-то и там-то появился парк на месте пустыря, бассейн, спорткомплекс, магазин, жилой комплекс. Пустыри нами воспринимаются как место, где могут избить, ограбить, изнасиловать, а то и убить. Мы считаем, что им не место в городе. А у городских властей бзик — всё, что можно — закатать в асфальт, выложить плиткой, заставить нелепыми скульптурами. А потом жители удивляются — воробьи куда-то пропали. Конечно, пропали, когда не то что пустырей, а травы всё меньше — её или безжалостно выкашивают, или заменяют искусственными рулонными газонами.
А вот биологи говорят, что участки с сорняками, хотя бы небольшие пустыри городу необходимы.
«Даже крохотный участок неприглядных зарослей в каком-нибудь дворе за гаражами, — считает орнитолог Нина Садыкова, — это и есть живая природа, очаг биоразнообразия, естественный кондиционер, сложная система, которая сама собой и без вреда для людей может делать городскую среду благоприятной для человека: поглощать пыль и углекислый газ, перерабатывать органические отходы, выполнять ещё множество экологических функций практически без вложений с нашей стороны и лучше, чем это делает дорогой и красивый рулонный моногазон или посаженная по всем правилам голубая ель. Мы совершенно не ценим и не учитываем то богатство, которое дается само. А ведь достаточно просто осмысленно не мешать. Есть множество механизмов регуляции и балансировки системы, которые включаются и работают сами и которые не срабатывают, если пытаться искусственно их «регулировать». Такие оставленные природе на откуп микрозаповедники можно сделать экономически эффективными, можно найти им самое разное культурное употребление. Важно, чтобы они появлялись в любом проекте застройки или благоустройства и, желательно, на основе той экосистемы, которая успела сформироваться в этом месте раньше, чем мы собрались ее застраивать или благоустраивать».
Ветеринарный врач, птичий доктор Валентин Козлитин призывает: «У вас есть свой кусок земли, дача, огород и пр. Не скашивайте траву полностью ради красивого газона. Оставьте клочок размером хотя бы 3×3 м и посадите там смесь из расторопши или лопуха, бурьяна, крапивы, конского щавеля — т.е. высокие травы, у которых осенью много семян. Это естественная кормушка, естественное место ночевки и гнездования для птиц.
Посадите калину, черноплодную рябину, обычную рябину, облепиху, дубы, буки пр. — деревья, плоды которых являются естественным кормом для большого количества птиц и других животных. Развесьте несколько разных типов дуплянок, в них смогут гнездиться птицы с разными потребностями. Не убирайте осеннюю листву, сажайте плотные декоративные кустарники — у птиц будет место для гнездования, место для ночлега. Это простейшие меры по увеличению биоразнообразия у вас под окном. Это то, что вы сами можете сделать».
Да, на месте пустыря, конечно, постоят новую школу или жилой дом. И они тоже нужны. Но и пустыря жалко...