Оценочные суждения плохи не потому что так мы не смотрим на «позитивную» сторону жизни. Нет никакой «позитивной» стороны. Оценочные суждения это просто-напросто бред посреди бела дня. Что такое «счастье»? Что такое «хорошо» и «плохо»?
За этими понятиями, моральными категориями, зияет пустота.
Представьте следующий сценарий. Девушка говорит своему парню «ты поступил со мной нечестно». Но её ведь ни какая-то особая моральная сторона вопроса беспокоит, будто человек так поступил и само по себе это действие плохое. Нет, просто девушка не хочет, чтобы с ней так поступали. Ей это неприятно, её личные интересы оказались под угрозой. Моральные сентенции в этом случае лишь способ заболтать досаду, сманипулировать своим парнем так, чтобы он вёл себя иначе. Здесь эмоции, личные желания были лишь скрыты, рационализированы моральной болтовней.
С другой стороны, человек – социальное животное. У нас есть социальные эмоции, мы нуждаемся в общении, социальность очень четка видна в фМРТ исследованиях мозга. Дефолтная система мозга прокручивает мысли о родственниках, боссах, друзьях, есть условные зеркальные нейроны, ответственные за эмпатию. Правда, с нейробиологией нужно быть предельно аккуратным – например, в научном сообществе есть сомнения на счёт того существуют ли зеркальные нейроны вообще, но массмедиа уже закрепило идею «эмпатия живёт в зеркальных нейронах».
Но социальность человека – факт неоспоримый. Мы ловко забалтываем эгоистические желания, но это происходит не только потому, что мы стыдимся своего эгоизма, это также связано и с недостатком рефлексии. Из-за этого нам удаётся забалтывать и социальные эмоции: сочувствие, стыд, вину, зависть, уважение, обиду, стеснение.
Наше сознание умело объясняет всё, что угодно, находит взаимосвязи там, где их нет, и тут перед сознанием встаёт задача – мы что-то чувствуем, чего-то хотим может быть, и надо эти ощущения одеть в словесные одёжки. На помощь приходит культура с готовыми решениями: религиозные учения, светская этика, идеология, традиции, просто какие-то устоявшиеся представления.
Уже можно разглядеть, что мы, сложив наши эмоции, желания, стремления, их неловкие интерпретации, можем вполне себе получить этическую систему. Но это не этическая система, которая по-настоящему истинна, это просто костыль сознания.
С такой теорией можно не согласиться с разных фронтов. Здесь отрицается какое-то особое психологическое начало морали, мы всё объясняем через другие, более понятные психические механизмы. Но, строго говоря, совсем необязательно, что такое допущение оправдано. Мы отрицаем некогда популярный идеализм – дескать существует отдельное вселенское Добро и Зло, какое-то отдельное трансцедентальное начало типа Бога. Но это «отрицание» мы можем оправдать только прагматически.
С уверенностью сказать, что же такое мораль, какова её природа, сложно. Но мы уже можем сделать практический вывод: попробуйте заменять фразы с моральными категориями (оценочные суждения) на фразы о вашем состоянии («я беспокоюсь, что…», «мне неприятно, что…», «я хочу, чтобы…»). Обычно и вправду оценочные суждения – это просто автоматизмы. Внезапно вы сможете лучше чувствовать себя, свои желания. Вы станете честнее и искренне. Ваши собеседники получат больше информации.
Итак, первый совет: замените оценки на факты.
Второй совет: обратите внимание на оценки в разговоре с собой. После ссоры, оживлённой беседы в голове на полную катушку идёт внутренний диалог – внутренний диалог точно также кишит моральными категориями.
Можно ведь быть честным не только с другими, но и с собой 😊