Найти тему
Записки КОМИвояжёра

Выберете либеральные ценности или порядок и стабильность?

Когда в 1965 году Сингапур отделился от Малайзии, многие считали, что у страны неразрешимые проблемы: чиновники были уверены, что их жалование – это забавный довесок к взяткам, безработица и катастрофическое обнищание большинства населения, расовые конфликты, отчаяние населения выливалось в погромы магазинов и нападения на полицию. Премьер-министр Ли Куан Ю определил главную цель: главенство закона – для всех – и их абсолютное соблюдение.

Ли Куан Ю стал премьером
Ли Куан Ю стал премьером

Жесткие меры

Ли Куан Ю добился принятия целого ряда анти­коррупционных законов. Так, принятый закон расширил определение взятки так, что она стала включать любые блага, имевшие какую-либо сто­имость. Поправки к закону дали широкие полномочия следовате­лям, включая поиск, арест и расследо­вание банковских счетов и банковских документов чиновников, а также их жен, детей и агентов.

Отпала необходимость доказывать, что человек, получивший взятку, дейст­вительно имел возможность оказать тре­буемую услугу. Сажали безжалостно, причём даже друзей и родню самого премьера.

Впоследствии он писал:

– У меня было два пути. Первый: это воровать и выве­сти друзей и родственников в списки «Форбс», при этом оставив свой народ на голой земле. Второй: эта служить своему народу и вывести страну в десятку луч­ших стран мира. Я выбрал второе...

Почувствовав ветер перемен, веду­щие мировые корпорации перевели свои главные офисы в Сингапур, так как их руководители поняли: местные чинов­ники не замучают их (как было раньше) взятками. Регистрация новой компании с нуля в городе-государстве занимала всего три дня. Ли Куан Ю безжалостно искоренял бюрократию, существенно сократил чи­сло чиновников и облегчил получение сингапурской визы. Благодаря такой политике инвесторы толпой хлынули в Сингапур и буквально затопили его дол­ларами.

Чистота и порядок

Премьер заявил, что в городе, где размалёваны баллончиками стены и вагоны метро, где мусор бросают на тротуар, где гремит музыка и разгуливают пьяные, никогда не будет высокого уровня жизни.

Сегодня фасад страны великолепен: пронзающие небо стеклянные небоскре­бы, качественные дороги, обилие доро­гих авто, роскошные отели и супермар­кеты, позолоченные фонтаны. Поражают едва ли не стерильные тротуары, чисто­та парков и скверов.

Качество жизни

К преступникам и хулиганам Ли Куан Ю был беспощаден.

Жестко карались грабежи, кражи, не­законное хранение оружия, роспись стен красками, хулиганские действия, публич­ная ругань и другие проступки, наруша­ющие общественный порядок. В метро запретили жвачку! Свято соблюдались права граждан: к примеру, право на отдых и тишину. Здесь не услы­шишь в жилых кварталах привычного для российских горо­дов (особенно в ночное время) собачь­его лая. Дрессируй, а то за лай собаке могут на законных основаниях подрезать голосо­вые связки независимо от того, какое по­ложение в обществе занимает ее хозяин.

За распространение наркотиков пре­ступник может запросто лишиться жизни. Это касается не только сингапурцев. но и гостей страны.

С 1991-го по 2004 год было приве­дено в исполнение 420 смертных при­говоров по «наркотическим статьям». Некоторые преступления (к примеру, сексуальные домогательства по отношению к несовершеннолетним) караются битьем палками. Вы будете против?

Современный Сингапур
Современный Сингапур

Образование как приоритет

Ли Куан Ю сосредоточил внимание на повы­шении уровня образования в стране. Правительство оплачивало талантливым студентам учебу в лучших университетах мира. При этом те подписывали жесткое обязательство: впоследствии работать только в Сингапуре и отдать родине свои знания, опыт и талант.

С подачи Ли Куан Ю основным языком в Сингапуре стал английский. Преподава­ние в высших учебных заведениях ведет­ся на языке Шекспира, что, по мнению Ли Куан Ю, способствует возможности углублять знания в лучших американских и английских университетах.

Демократия или безопасность?

За­рубежные правозащитники обвиняли Ли Куан Ю в излишней жесткости, удушении свободной прессы, а также в том, что он сделал главой государства собственного сына, оставшись его советником.

Но Ли в ответ на обвинения отвечал:

– Мои главные задачи – стабильность в стране, рост благосостояния народа, законность и порядок, и не столь важно, как я этого добиваюсь!

И добавлял:

– В Сингапуре нет нищих и бомжей, средняя месячная зарплата – четыре тысячи долларов, а во всех мировых рейтингах наше государство неизменно входит в тройку лидеров по уровню об­разования, качеству медицинских услуг, качеству жизни, отсутствию коррупции и безопасности населения.

А что бы выбрали вы, если пришлось сравнивать? Как-то вот не получается, чтобы цвела демократия и рос уровень жизни не «в среднем по стране», а конкретных людей в маленьких посёлках, районных городах и деревнях в провинции… Так может, лучше жёсткие законы и покой вечером на улице?

Сознаю, что либерально-демократические наблюдатели тут же объявят эти раздумья «провокационным вбросом кремлебота»! Нет, просто мой сосед, первокурсник, попросил двух взрослых мужиков, громко матерящихся и курящих на остановке, так не делать… наложили шесть швов…

Может, прав был ныне покойный премьер Сингапура?