За лето 1941 года войсками Вермахта было захвачено почти треть европейской части СССР. Под оккупацией оказались Прибалтика, Белоруссия, почти вся Украина. Красная Армия терпела поражение за поражением. Значительный ущерб был в военной технике и живой силе. Немецкие войска быстро продвигались вглубь нашей Родины, оставляя в окружении, в так называемых " котлах " довольно большие формирования Красной Армии. Некоторые из них были уничтожены при попытке выхода из " котла " а некоторые, так сказать, проявили малодушие, сдались в плен. Ведь согласно пропаганде немецкого командования, " пленным гарантировалось хорошее обращение и возможность вернуться на Родину после войны " Об этом у меня в статье Листовки Вермахта немного написано было.
В это время ставка верховного главнокомандующего И.В.Сталина приняло решительные меры - знаменитый приказ №270 от 16 августа 1941 года. Вот первая страница самого приказа.
Приказ №270 был подписан, помимо Сталиным, Председателем ГКО В.М. Молотов, а также членами Ставки: маршалами Советского Союза С.М. Буденным, К.Е. Ворошиловым, С.Т. Тимошенко, Б.М. Шапошниковым, генералом армии Г.К. Жуковым. Состоял он из двух основных частей. В первой " мотивировочной " части рассматривались конкретные примеры, как окружённые войска пытались выбраться из окружения, как некоторые из них сдавались в плен ( некоторые из них были не достоверные ).
Во второй " постановляющей " части были даны краткие указания, что срывавших с себя знаки различия, дезертировавших в тыл и сдававшихся в плен командиров и политработников следовало считать дезертирами и подвергать расстрелу. От попавших в окружение частей требовалось самоотверженно сражаться до последней возможности и пробиваться к действующим частям Красной Армии... По приказу все сдающиеся в плен воинские подразделения полагалось немедленно уничтожать. По требованию Главнокомандующего, по сдающимся в плен подразделениям открывался огонь, вплоть до атак с воздуха.
Согласно тексту приказа, семьи пленных командиров и политработников подлежали аресту как семьи лиц, нарушивших присягу и предавших свою Родину. Семьи сдавшихся в плен красноармейцев ( т.е обычных солдат ) лишались государственного пособия и помощи, что заметно ухудшало их материальное положение, нередко лишая средств существования.
В общем, красноармейцы и командиры Красной Армии предупреждались об ответственности за добровольную сдачу в плен.
А нужен ли был этот приказ №270? Ведь по принятому ещё до войны уставу Красной Армии не допускалась сама возможность сдачи в плен советских военнослужащих, а уголовный кодекс устанавливал за нее высшую меру наказания – расстрел, с конфискацией имущества. В приказе №270 было тоже самое, только с учётом военного времени была ужесточена ответственность и на членов семей военнослужащих.
Т.е., сам И.В.Сталин, сын которого ( старший лейтенант Яков Джугашвили, про которого отдельная статья написана ) попал в плен в июле 1941 года, тоже попадал под эту статью и мог быть арестован ( ВО КАК!!!! )
Но тут ещё есть такой нюанс - германское командование не публиковало списки военнопленных. Т.е. солдат был в плену, а в " родных краях " он значился пропавшим без вести. Из 4,5 млн. военнопленных только семьи порядка 100 тыс. испытали на себе всю жесткость приказа №270
Да и сам приказ №270 сыграл на руку немцам - мотивируя им красноармейцев " принуждали " помогать Вермахту. Да и в заключительном этапе - конце войны, согласно, когда военнопленных массово освобождали, они попадали под подозрение " дезертирство или " добровольная сдача в плен ". Ведь чтоб доказать свою " невиновность ", нужно было предоставить показание трёх человек, что с учётом военного времени было выполнить практически не реально. Подозрительное отношение к бывшим военнопленным оставалось и после войны, несмотря на амнистию, объявленную в связи с Победой. Только во времена Хрущева бывшие военнопленные и члены их семей были освобождены от ответственности, а в 1995 г. полностью восстановлены в своих правах как участники Великой Отечественной войны