Найти в Дзене

Таможенные органы как органы дознания

Таможенные органы осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое преступлением, исполнения запросов международных

Таможенные органы являются органами дознания и следствия по делам о преступлениях или уголовных правонарушениях, производство по которым отнесено к ведению таможенных органов.

Таможенные органы осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое преступлением, исполнения запросов международных организаций, таможенных и иных компетентных органов государств.

В целях выполнения таможенными органами Российской Федерации задач по производству дознания по делам о контрабанде и иным преступлениям, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, с 1 февраля 1994 г. во всех таможнях и таможенных управлениях созданы отделы дознания.

Под дознанием понимается этап расследования уголовного дела, на котором в соответствии с требованием Уголовно-процессуального кодекса (УПК РФ) закрепляются, фиксируются следы преступления и производятся неотложные следственные действия для раскрытия преступления и обнаружения преступника.

Дознание - форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем, по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно.

-2

Дознание в системе таможенных органов России осуществляют уполномоченные для этого должностные лица. Для этой цели в таможнях, оперативных таможнях и Управлении таможенных расследований и дознания ФТС России созданы отделы дознания.

Дознание в уголовном процессе выступает как форма предварительного расследования уголовных дел. По тяжким преступлениям оно нередко предшествует предварительному следствию и обеспечивает предупреждение и пресечение преступлений, сбор доказательств по делу.

Дознание делится на две разновидности: дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, и дознание по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно. Таможенные органы правомочны осуществлять обе разновидности дознания.

Возбуждение уголовного дела - это самостоятельная стадия уголовного процесса. При изучении дознания, производимого таможенными органами, следует различать поводы и основания к возбуждению уголовного дела.

Поводами к возбуждению уголовного дела являются:

1. Непосредственное обнаружение органом дознания признаков преступления;

2. Заявления и письма граждан;

3. Сообщения предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц о преступлениях;

4. Сообщения общественных организаций о преступлениях;

5. Статьи, заметки и письма о преступлениях, опубликованные в печати;

6. Явка с повинной.

После проведения проверки начальник таможенного органа или его заместитель обязаны принять одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного дела;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела (выносится мотивированное постановление, о чем уведомляется лицо, предприятие, учреждение, организация, от которых поступило заявление или сообщение, и разъясняется их право на обжалование этого постановления);

3) о передаче протокола и других материалов о преступлении по подследственности (если в поступившем заявлении содержатся сведения о преступлении, не подлежащем расследованию дознавателями таможенных органов).

Таможенные органы ведут административный процесс (осуществляют производство) по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности.

Виды (составы) преступлений и административных правонарушений, а также порядок и принципы привлечения лиц к уголовной и (или) административной ответственности устанавливаются законодательством государств-членов с учетом особенностей, предусмотренных международными договорами в рамках Союза.

Правовая помощь и взаимодействие таможенных органов по уголовным делам и делам об административных правонарушениях осуществляются в соответствии с международными договорами в рамках Союза и (или) международными договорами государств-членов с третьей стороной.