Найти тему
ТРИКСТЕР | Научно о религии

Одобряет ли Библия многоженство

В современном иудаизме и христианстве многоженство запрещено. Однако в Библии с многоженством дела обстоят совсем иначе. Что сказано в Библии насчет многоженства?

Противник католицизма и основатель протестантизма Мартин Лютер писал, что не может запрещать христианам двух и более жен, потому что священное писание не запрещает этого. Но из истории христианства мы знаем, что церковь запрещала полигамию.

У ветхозаветного пророка Авраама, который считается родоначальником евреев, была жена Сарра, сестра по отцу. Параллельно с Саррой Авраам имел связь с наложницей Агарей. Агарь понадобилась Аврааму для рождения сына, ибо Сарра была уже стара. После смерти Сарры и изгнания Агари Авраам завел еще одну жену - Хеттуру. Православная церковь почитает Авраама в лике праведников.

Внук Авраама Иаков превзошел деда. Он одновременно женился на Лии и Рахили, и параллельно поимел детей от их служанок Валлы и Зелфы.

Сарра предлагает Аврааму свою рабыню Агарь
Сарра предлагает Аврааму свою рабыню Агарь

Моисей так вообще был любителем интернациональных браков. Его первой женой была мадианитянка Сепфора, после исхода евреев он велел истребить народ своей жены. Второй женой Моисея была эфиопка, хотя не все верующие с этим согласны.

Цари Саул, Давид и Соломон не ограничивались в количестве жен и наложниц. Жили в свое удовольствие. Давид имел около 20 жен и наложниц. Соломон превзошел отца, он имел 700 жен и 300 наложниц. Видимо, Бог любит особо пылких.

Соломон со своими женами
Соломон со своими женами

Это не весь список библейских героев, которые имели двух и более жен. В Библии их предостаточно.

Однако в Новом Завете ракурс немного меняется. В "Первом послании к Тимофею" сказано, что церковные руководители, то есть епископы, должны быть мужьями одной жены:

Но руководителем должен быть человек, которого не за что осудить: муж одной жены, воздержанный, благоразумный, порядочный, гостеприимный, хороший учитель...
1-е Тимофею 3:2

В 12 стихе 3 главы этого послания то же самое сказано про дьяконов. В "Послании к Титу" подобное упоминается в отношении пресвитеров.

Другой взгляд на полигамию бросает апостол Павел в "Первом послании к Коринфянам". Он говорит:

"...каждый мужчина должен иметь свою жену и каждая женщина иметь своего мужа. Муж должен выполнять свои супружеские обязанности по отношению к жене, и жена – по отношению к мужу."
1-е к Коринфянам 7:2-3
Апостол Павел
Апостол Павел

Большинство христианских конфессий полагают, что это подтверждение моногамии, однако в этих словах нет прямого запрета на многоженство.

В "Евангелии от Матфея" Иисус говорит, что мужчина не может развестись с женой и жениться на другой. Но в этом нет запрета брать еще одну жену при наличии первой.

Прямое осуждение многоженства со стороны христиан наступает только во 2 веке. Среди критиков можно выделить Иустина Мученика, Тертуллиана и Иринея Лионского. Возможно, критика возникла под влиянием римского права, которое осуждало многоженство. Отсюда можно объяснить двусмысленные послания апостола Павла, который был римским гражданином.

Таким образом, если в Ветхом Завете многоженство встречается повсеместно, то в Новом Завете многоженство просто не упоминается как что-то запрещенное или разрешенное. Можно всячески интерпретировать слова Иисуса и апостола Павла, но из них нельзя вывести однозначного заключения, будто многоженство запрещено.

-5