В последнее время ещё раз перечитываю Толкина, ну и пересматриваю экранизации Джексона. И сразу вспоминается спор между теми, кто поддерживает истинность творчества Профессора, и теми, кто считает, что продолжать его дело в воле каждый. На самом деле я тоже считаю, что продолжать Средиземье может каждый, но паразитировать - это уже совсем другое.
Почему я, собственно говоря, осуждаю Перумова? Перумов мог бы и дальше продолжать свои приключения Средиземья, если бы не одно но... Зачем он ввёл этот чудесный и восхитительный мир в свою глобальную вселенную? По мне - всё это неправильно. Я вообще сторонник создания собственных уникальных вселенных. Конечно же разговоры о Перумове и Толкине уже привели в интернете к буре холиваров. Но я всё же захотел отметить и своё мнение. Думаю, оно будет к месту.
Я читал и Толкина и Перумова. И вот что получилось. Перумова я не смог осилить вплоть до конца его первой работы из трилогии "Кольцо тьмы". Средиземья и духа той самой Арды я попросту не почувствовал. Я ощутил несколько иную атмосферу, совершенно не свойственную мирам великого Профессора. К тому же мне было невероятно скучно читать. Более того, недоумение вызывала общая корявость стиля. Как вообще так можно писать с такими шероховатостями?
Так что Профессор и только Профессор. Ещё раз повторюсь, что я не сторонник заимствовать целые миры у других людей. Без сомнения, Толкин уже умер, но это не даёт право спокойно брать его наработки и без разрешения запихивать в свою вселенную. Если нравится сеттинг и так хочется что-то заимствовать, так зачем переть всю концепцию до 100 процентов? Лучше создать самому. Да, схожести возможны, но совпадения самих ИДЕЙ, как известно, плагиатом не является. В противном случае семья Гюго бы уже владела Землёй.
Перумов совершил ошибку, когда засунул Средиземье и всю Арду в свою огромную вселенную. Она оказалась совершенно не к месту. Да и Средиземье, которое он показал нам, совсем непохоже на тот золотой сеттинг Толкина, который уже давно стал для нас основой основ. Возможно, Перумов даже заслужил ту агрессию, которая обрушилась на него со стороны толкинистских сообществ. Как ни крути, а паразитировать на чужом - не есть good.