В истории христианства астрология всячески осуждалась. Правомерны ли эти осуждения? Кто из библейских героев был причастен к астрологии?
Уже с первых веков христианства астрологию рассматривали как источник идолослужения, об этом написано в древнем апостольском тексте "Дидахе" 1-2 века. На Западе и на Востоке астрологию запрещали на уровне поместных соборов. Так случилось на Лаодикийском соборе 4 века, где постановили, что "не подобает освящённым или причетникам быть волшебниками или обаятелями, или числогадателями, или астрологами".
На Архиерейском соборе Русской православной церкви в 1994 году вышел документ "О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме", в котором астрология находится в ряду лжеучений.
Астрологию критиковали церковные учителя: Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Августин Блаженный. Для них деятельность астрологов считалась оскорблением божественного промысла. Однако текст Библии учит другому.
Уже в первой библейской книге - в "Книге Бытия", есть намек на то, что Бог создал небесные светила для знамений или знаков:
"И Бог сказал: «Да будут светила на небесном своде, чтобы отделять день от ночи, и пусть они служат знаками, чтобы различать времена, дни, и годы" Бытие 1:14
Однако прямого указания на астрологию здесь нет. Христиане считают, что наблюдение знамений не является астрологией, знамения - это проявление чудес. Чудо нельзя предугадать или вплести в закономерный порядок. Иудеи тоже критикуют астрологию, об этом сказано как в Танахе, так и в Талмуде.
В "Книге пророка Исайи" пророк Исайя осмеял астрологов, которые не в силах от божественного наказания, так пророк показал превосходство божественного откровения над астрологией:
"Пусть встанут твои астрологи, эти звездочеты, предсказывающие по новолуниям; пусть спасут тебя от того, что тебя постигнет"
Ис 47:13
Но в Библии есть сюжеты, где астрология является важной частью повествования. В начале 2 главы "Евангелия от Матфея" сказано, что к младенцу Иисусу пришли волхвы, благодаря вифлеемской звезде:
Они спрашивали людей: – Где новорожденный Царь иудеев? Мы видели Его звезду на востоке и пришли поклониться Ему.
Мф 2:2
Текстологический анализ дает понять, что волхвы, описанные в евангелии, являются зороастрийскими мудрецами. В зороастризме астрология имеет одно из ключевых значений и связано с проявлением божественной мудрости. Таким образом, астрологический компонент стал одним из важнейших в биографии Иисуса Христа.
В "Евангелии от Луки" Иисус говорит о небесных знамениях, что также является отсылкой к астрологии:
На солнце, луне и звездах появятся знамения, а на земле народы будут в трепете и отчаянии от рева морских волн.
Лк 21:25
В "Книге пророка Иеремии" Бог говорит, чтобы люди не страшились небесных знамений:
"Так говорит Господь: – Не учитесь путям других народов, не бойтесь небесных знамений, которых другие народы боятся"
Иеремия 10:2
Среди свитков Мертвого моря ученые нашли отрывки, связанные с гороскопом. Это говорит о том, что древнеиудейская культура не чуралась астрологических предсказаний.
Есть много других замечаний, которые связывают иудейскую и христианскую символику с астрологической: число апостолов Иисуса. направление храмов, солярные эпитеты Иисуса. Факт в том, что для библейского повествования астрология допустима в рамках той интерпретации, которой придерживаются ключевые библейские герои. В последующем христианские авторы критиковали не астрологию как таковую, но ее предсказательный характер.
В книгах "Исход" и "Второзаконие" есть осуждение колдунов, заклинателей, гадалок, но ничего не сказано непосредственно об астрологии. Даже те, кто толкует знамения, осуждены в Библии. Хотя это прямо противоречит всей иудейской и христианской традиции, где роль знамений предельно высока. Это говорит о двойственном отношении библейских авторов к астрологическим и прочим магическим системам.