Этих бойцов, всегда бросали в пекло первыми, из них формировали Штурмовые роты, которые шли впереди. Все это делалось, не потому, что они были лучшими, скорее наоборот. Их не любили ни в первую чеченскую компанию ни во вторую, боевики даже в плен их не брали, наши не любили за увиливание от боя, за вранье и шкурничество. Срочники возмущались, мы с ними выполняем одну работу, только мы делаем ее лучше, а платят больше им. Командирам они тоже не нравились, за постоянное пьянство, неуправляемость и воровство. Эти сводные отряды неофициально называли “штрафбатами”, потому что большая часть бойцов-контрактников в них была после зоны.
Бывшие зеки в армии не новинка, они участвовали в каждой войне, Чечня стала не исключением. Еще в первую компанию, в зону конфликта стали приезжать зеки, со всех уголков России. Их притягивал запах грабежа и безнаказанности, даже страх остаться там навсегда, не останавливал.
Сколько всего таких вояк было, неизвестно, одна или две судимости у контрактника, было обычным делом, а некоторые вообще ходили под сроком. Рассказывали, что были кадры, которые находились под подпиской о невыезде.
Как рассказывает военкоматчик, в 1995 году, контрактная служба была практически такая же, как и сейчас, но механизм полностью не продуман, о каком-либо профотборе не было и речи. По контракту в Чечню брали всех подряд, справка из милиции ничего не значила, если хочешь воевать, пожалуйста, все лучше, чем срочники.
Воспользовавшись удачным случаем, в горячую точку хлынули толпы судимых, их было так много, что командиры буквально взвыли. Из-за таких типов, всех контрактников стали ненавидеть, от них отказывались. Один комбат, когда прилетела вертушка с пополнением из контрактников сказал. Зачем они мне, будут пить две недели, шариться по домам, а когда возьмут за хобот, бросят автомат и будут писать рапорт на увольнение. Приедут домой, прогуляют деньги и обратно сюда.
Воровали такие контрактники по-черному, даже во время боя, между делом. К примеру, бой в здании, взяли подъезд и рассыпались по этажам, на третьем бой ведут срочники, а контрактники с автоматами за спиной орудуют на четвертом и пятом, по квартирам, проверяют сундуки.
Самый ходовой трофей, это драгоценные изделия, но брали и магнитофоны, хрусталь, качественные вещи, для этого всегда носили с собой вещмешок.
Любимая должность, так называемая приблатненная, снайпер, штурмовать не надо, в атаки ходить тоже, можно не подставляя себя воевать.
Когда грабить стало нечего, уголовники не престали ехать в Чечню, ведь это идеальное место, лечь на дно, а главное на законных основаниях. По закону, срок давности за преступления засчитывается только в том случае, если подозреваемый не скрывался от следствия. А ели еще, не только не скрывался, а был на службе, да еще в горячей точке, и награды есть, то можно попасть под амнистию.