Найти в Дзене
Автовыбор

Почему на МКПП грузовиков свыше 12 передач, а на легковых авто не более шести? Объясняю простыми словами

Водители легковых автомобилей, увидев коробку передач на грузовике, порой сильно удивляются. Селектор КПП у тягача сильно отличается от привычного им, имеет специальные обозначения и рычажки. Разобраться во всех тонкостях без подсказки непросто, а начинающим водителям фур придётся привыкать к особенностями большегруза. Работать селектором коробки передач приходится активно. Но зачем тягачам столько передач, если их максимальная скорость редко превышает 120 км/ч? Давайте разбираться.

Статья будет полезной? Не забудьте поставить "палец вверх" и подписаться на канал!

Конструктивно механические и роботизированные КПП у автомобилей и грузовиков схожи. Основная разница заключается в размерах - на большегрузе узел значительно крупнее. Однако, на тягаче редко можно увидеть меньше 12 передач. Зачастую встречаются грузовики, КПП которых имеет 16, а иногда и 24 разных положения. Для чего это нужно, и как во всём этом разобраться водителю?

Задачи большегруза и легкового автомобиля сильно отличаются. Это вынудило инженеров разрабатывать решения, позволяющие добиться ряда преимущественных характеристик. Двигатели у тягачей дизельные и имеют небольшой рабочий диапазон оборотов, который обычно подсвечен зелёным цветом и составляет 300-900 об/мин в зависимости от особенностей силового агрегата.

Современные двигатели грузовиков имеют высокий крутящий момент, от 1200 Нм и более. У легковых автомобилей такими параметрами не похвастаются даже продвинутые спорткары, но в расчёт нужно брать массу тягача и его груза. Тягач массой в 18 тонн может тянуть за собой, например, 20 тонн груза. В результате крутящий момент будет значительно ниже в сравнении с легковым автомобилем.

Фактически механические и роботизированные коробки передач на тягачах имеют 4-6 передач, как и на обычных автомобилях. Однако, в конструкции трансмиссии применяются делители и демультипликаторы. Делитель добавляет повышающую передачу к каждой из имеющихся. Если сама по себе КПП шестиступенчатая, то с делителем она будет иметь 12 "передач". Переключиться на повышенную передачу можно при помощи флажка на селекторе.

Демультипликатор в КПП тягача добавляет ещё и понижающую передачу. При наличии делителя и демультипликатора на "шестиступке" получаем 6х2х2=24. Не считая задней передачи, у водителя будет 24 варианта включения коробки. Такое решение позволяет всегда поддерживать оптимальный диапазон оборотов, тем самым экономить топливо и обеспечивать максимальный срок службы двигателя.