Национальное подавление лужичан в Германии в 1875 привело к появлению движений, целью которых является сохранение лужицкой культуры. Например, было создано «Молодёжное движение лужичан»
Еще одна группа патриотически настроенных студентов, сгруппировавшаяся вокруг основанного ими литературного журнала «Липа Сербска», стала называть «младосербами». Младосербы призывали власти Германии к демократизации культуры и максимальному приближению её к народу. В заметке «Голос из Лужицы к лужичанам», была предложена программа по сохранению этнической целостности лужицкого народа и его культуры, озвученная в самый разгар наступления капиталистических отношений. В этот период, в 1910 году, создана первая политическая организация лужичан «Деревенское избирательное общество», депутаты которой требовали предоставления свободы самоопределения и сохранения национального языка.Появление общественных движений, молодежных организаций и политической партии, требующих свобод, прав, своего языка, не могло не встревожить власти Германии. Поэтому они использовали все возможности по изживанию свободолюбивых сербов, как и социальной памяти о них.
Насильственная ассимиляция лужичан в Восточной Германии до и после окончания Первой Мировой Войны.
Этот несправедливый процесс начался еще за долго Первой Мировой Войны. Как сказано выше, лужичане занимали восточные области Германии. Обнаружив, в эпоху промышленной революции, полезные ископаемые на территории, где проживали лужичане, немецкие промышленники скупали их земли, вынуждая часть населения эмигрировать в города, где они быстро теряли свою культурную уникальность. Скупленные земли теряли свой статус культурного наследия, которое очень важно для небольшого народа. Эта тема поднималась не раз, но погибала сразу, «в зародыше». И это выглядит объяснимым в ситуации жесткого психологического давления на лужичан со стороны германских властей. Психологическое давление можно определить как метод воздействия, направленный на принуждение человека и ли социальной группы к каким - либо действиям либо размещения его на нижних ступенях социальной лестницы . Поэтому вполне объяснимо, что если информации о насильственной ассимиляции существует не много, или ее вовсе нет, то все происходящее вокруг истолковывается общественным сознанием как естественный ход вещей, естественный процесс.На самом же деле немецкое правительство в тот период оказывает очень активное влияние на ассимиляцию лужичан, усиливая их национальное подавление. К примеру, в 1875 году запрещается серболужицкий язык в школах прусской части Горной Лужицы. А в 1915 году, после убийства наследника престола Австро-Венгрии, эрцгерцога Франца Фердинанда, немецкими властями изымается из обращения лужицкий «Сборник песен» за присутствующий в нем гимн Зелера «Ещё Лужица не погибла», запрещаются скадованки и печатные издания лужичан .
После баталий Первой Мировой Войны возродились многие славянские государства: Югославия, Чехословакия, Польша, Словацкая Советская Республика. Это давало и лужицким сербам надежду на создание своего государства, Лужица – Лаузиц. В 1922 году в «Лигу Наций» было направленно обращение под которым подписались 99 ученых-славистов. Оно гласило: «...Речь здесь идёт о существовании или исчезновении последних
остатков некогда сильного народа балтийских и полабских славян, о жизни или смерти маленького лужицкого народа, насчитывающего примерно 200.000 человек, который сам себя называет «лужицкими сербами», а немцы – «вендами», и который живёт на компактной территории Лужице в Саксонии и Пруссии.
Несомненно, что исчезновение старого языка и остатков старой культуры, которые, однако, продолжают развиваться оригинальным образом, было бы потерей для научных исследований. Необходимо им иметь свои национальные школы, преподавательский состав должен быть по происхождению лужицкими сербами, и священники в приходах лужичан тоже должны быть лужичанами » .
Также стоит отметить, что за период с 1929 по 1936, в «Лигу Наций» поступило еще 852 жалобы о судьбе лужичан, для рассмотрения. Однако, дошла до адресата лишь меньшая их часть, которая затерялась в кабинетах. «Народный Совет Лужицких Сербов», на своём Берлинском конгрессе направил германскому правительству письмо с требованием принять закон об охране национальных меньшинств в Германии. Немецкое правительство, разумеется, открыто не возражало о самостоятельности лужицких сербов. Но свободы не давало.
Более того, этнополитическая ситуация постепенно деградировала. В 1922 году по требованию немецких властей в Праге была закрыта лужицкая семинария, в которой два столетия подряд выращивалась лужицкая интеллигенция. Лужицким сербам было запрещено даже приближаться к чехословацкой границе, нельзя было занимать никаких административных должностей.