Зданию, в котором сейчас расположен один из самых известных музыкальных театров «Геликон-Опера», больше 250 лет. Его история берёт начало в 1731 году: тогда на месте нынешних стен были возведены для князя Николая Репнина двухэтажные палаты.
Большая часть жизни этого дома прочно связана с искусством и музыкой. Так, когда он перешёл во владение Настасьи Дашковой в 1759 году, в его стенах устраивались импровизированные концерты. Выступала даже невестка Дашковой Екатерина, которая позже стала директором Петербургской академии наук.
Следующие владельцы, супружеская чета Глебовых-Стрешневых, часто устраивали светские приёмы. По этой причине усадьба может гордиться тем, что ее посещали императрицы Мария Федоровна и Елизавета Алексеевна, митрополит Платон и многие другие влиятельные люди.
В 1882 году наследница Глебовых-Стрешневых Евгения Шаховская затеяла перестройку дома, и именно при ней архитектор Константин Терский спроектировал огромный концертный зал. Там проводились музыкальные вечера и благотворительные мероприятия. Тогда же дому было присвоено самое известное его имя: городская усадьба Глебовых-Стрешневых-Шаховских.
После революции здание национализировали. Какое-то время там располагался Театр революции и Клуб медицинских работников. А уже в 1990 году здесь открылась знаменитая «Геликон-Опера».
Посмотрите на фасад здания: кажется, что помещение маленькое, но внутри оно гораздо больше.
В 2015 году театр реконструировали. В результате внутренний двор усадьбы превратился в большой зрительный зал на 500 мест.
Одна из стен зала полностью повторяет фасад дворовой части здания - вплоть до окон. Выходящее во двор крыльцо превратилось в царскую ложу. А здание с воротами на противоположной стороне двора отвели под укомплектованную всевозможным оборудованием сцену. При этом воссоздали балкон-башенку, который теперь возвышается над сценой, а не над воротами.
Для улучшения акустики оркестровую яму обили массивом сосны, а стены нулевого уровня - дубом. Зрительские кресла изготовили на испанской фабрике, где делали мебель для Королевского оперного театра в Мадриде. И даже полы зала выполнены по старинной технологии итальянских театров, когда между лагами и полом остаётся специальное расстояние для резонанса.
Подвесной потолок зала имитирует звёздное небо, и здесь тоже не обошлось без акустических приспособлений. Эти грибообразные элементы - "геликоны" - могут менять форму шляпки и свою высоту, тем самым настраивая акустику зала на определённый лад. Например, для фортепьянного концерта или симфонического.
Необычную во всех отношения сцену назвали в честь композитора Игоря Стравинского.